Разбираемся, что владелец салона красоты должен знать для выстраивания эффективного сервиса в салонном бизнесе и почему эта тема стала столь востребована. Чего ждет клиент от посещения вашего салона красоты, и как вы можете ему это дать? Читайте в статье мнение эксперта журнала Ольги Дубровиной.
Зачем повышать клиентоориентированность?
Актуальность темы продиктована тем, что в настоящее время наиболее жизнеспособными компаниями оказываются те, которые ориентированы на клиента и его потребности.
Согласитесь, когда мы выступаем в роли клиента салона красоты, каждый из нас хочет, чтобы его обслуживали быстро, вежливо и качественно. Мы хотим, чтобы все процессы взаимодействия с обслуживающим нас персоналом были понятны, удобны и прозрачны.
К сожалению, когда мы сами предоставляем услуги и оказываемся по другую сторону, мы упускаем многие важные детали, которые формируют, в конечном итоге, отношение клиента к нашему салону.
Директора салонов обращают пристальное внимание на качество средств, используемых в салоне, профессиональную квалификацию персонала, укомплектованность штата, красочную рекламу и акции, но этого недостаточно, чтобы клиенты уходили довольными и возвращались к вам снова и снова.
Сегодня, при высокой конкуренции в сфере индустрии красоты, зачастую единственное различие между товарами и услугами, которое способен увидеть клиент, это различие в качестве обслуживания.
Что заставляет сегодня предприятия индустрии красоты обращаться к стратегии Сервиса?
Есть три важных причины:
- Высокая конкуренция на рынке
- Ужесточение требований клиентов к качеству обслуживания
- Нестабильность персонала
Чтобы дополнительно подчеркнуть выгоду внедрения системы качественного сервиса в салоне красоты приведу несколько примеров:
- Наши клиенты делятся отрицательной информацией намного чаще, чем позитивной. Один недовольный обслуживанием клиент может настроить против компании десятки человек, а через социальные сети – сотни человек получат негативную рекомендацию
- Привлечь нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем сохранить существующего. И именно качественный сервис - лучший способ удержать клиентов.
- Большинство компаний ежегодно теряют до 30% своих клиентов, и основная часть уходит из-за плохого обслуживания.
Стратегия сервиса в салоне красоты
Сервис – стратегия столь же мощная, как маркетинг, и столь же эффективная, как высококачественный продукт, и на простой схеме я хочу вместе с вами в этом убедиться.
Давайте разберемся.
Итак, наш салон красоты оказывает своим клиентам высококлассный сервис
Вопрос: «Что мы такое делаем?»
Мы выполняем все свои обещания:
- по качеству предоставляемых товаров и услуг,
- по срокам и времени их оказания,
- быстро решаем любые вопросы клиента.
Т.е. делаем все правильно с первого раза. Но это не все: наш персонал хорошо знает свой продукт, работает с энтузиазмом, клиент получает вежливое обслуживание и необходимую помощь.
А теперь представьте себя на месте вашего клиента: мы с удовольствием вспоминаем о таком салоне, приходим снова, приводим своих родственников и знакомых, пишем хорошие отзывы в соц. сетях. В результате салон красоты получает довольного клиента, который приносит доход и продолжает пользоваться услугами нашего салона. Мы, внедряя стратегию Сервиса, успешно снижаем свои издержки и это еще не все.
Что происходит с персоналом в нашем салоне
Мы все делаем правильно с первого раза – клиент доволен (нет негатива, нет конфликтов и претензий, а если есть, то персонал знает, как можно быстро решить вопросы, не создавая напряжения). Результат: благоприятная атмосфера для работы. И снова выигрывает салон: имея стабильный персонал, мы не тратим деньги на набор, адаптацию и исправление ошибок стажеров.
Выгода бизнеса от внедрения и поддержания стратегии Сервиса очевидна.
Безусловно, клиентоориентированность — это эффективный инструмент продаж в салоне красоты, он обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество вашему бизнесу. Преимущество, которое нельзя повторить или скопировать.
Создавая первоклассный сервис для своих клиентов, не стоит забывать, что речь идет о бизнесе, а не о благотворительности, и целью клиентоориентированности должна быть прибыль. Любые затраты вашего бизнеса, в том числе и на развитие клиентоориентированности, должны быть оправданы. В конечном итоге, клиентоориентированность - это способность организации извлекать ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей Клиентов.
Три варианта получения дополнительной прибыли в результате внедрения системы качественного сервиса в салоне красоты
1) Клиент увеличивает частоту посещений салона красоты и расширяет спектр получаемых услуг, то есть физически приносит больше денег.
2) Клиент делится с вами информацией (дает обратную связь, оставляет отзывы), которая помогает улучшить продукт и качество сервиса, оптимизировать бизнес-процессы (за счет этого вы можете повысить цену или ценность своего продукта).
3) Рекомендует ваш салон своим друзьям и знакомым, которые приносят Вам прибыль.
Вопросы для оценки клиентоориентированности сервиса в салоне
- Сколько у вас постоянных клиентов?
- Сколько жалоб приходит к вам в течение месяца? Как быстро вы на них реагируете и сколько из них решаете?
- Сколько новых клиентов приходит к вам по рекомендации старых?
- Какой уровень удовлетворенности у ваших клиентов?
- Что говорят о вас клиенты?
Если вы знаете ответы на эти вопросы и используете информацию в своей работе – я вас поздравляю! Если нет – очень рекомендую задуматься и найти пути получения ответов.
Пять ключевых элементов для оптимизации клиентоориентированного сервиса
1. Нужно четко осознавать, что вы работает в сфере обслуживания, и основная бизнес-задача салона красоты – сохранить имеющихся клиентов и привлечь новых. Не забывайте, что цель любого бизнеса – это получение прибыли, а прибыль можно получить только в том случае, если есть клиенты, и они довольны качеством и уровнем обслуживания. Улучшение процессов работы с клиентами должно быть регулярным.
2. Каждый сотрудник вашего салона должен быть сторонником клиентоориентированного сервиса. Клиентоориентированность начинается с головы, то есть с собственника, директора салона, управляющего. Клиентоориентированность должна быть генеральной стратегией вашей компании и контролировать ее должны именно вы, иначе клиентоориентированность останется пустой декларацией о намерениях. Причем именно вы, в первую очередь, должны демонстрировать свою приверженность качественному сервису и на словах, и на деле, постоянно, а не время от времени.
Любое действие любого сотрудника салона очень сильно влияет на реальное или воспринимаемое качество продукта и услуги, приобретаемого клиентом.
3. Необходимо разрабатывать такие правила работы в салоне, которые будут удобными для ваших клиентов. Создание клиентоориентированных стандартов является первым шагом к формированию соответствующей корпоративной культуры.
4. Необходимо проводить качественный отбор сотрудников. Определите набор корпоративных компетенций - компетенций, которые будут полностью соответствовать требованиям сервисной стратегии вашего салона. Эти требования должны предъявляться ко всем без исключения сотрудникам компании. В частности, к таким обязательным требованиям вполне может относиться честность, открытость, дружелюбие, готовность помочь, оперативность в работе, заботливость и т.д. Помните: сотрудника можно обучить продукту и заставить выучить стандарты обслуживания, но быть доброжелательным, открытым, готовым помочь, – очень трудно. Оценивайте эти качества у кандидатов на входе в компанию. Только таким образом можно подобрать стоящий персонал, который будет обслуживать клиентов быстро и высококачественно.
5. Любого сотрудника нужно непрерывно обучать, чтобы он совершенствовался в своем мастерстве. Без эффективного обучения клиентоориентированный сервис останется очередным благим намерением, которое никогда не реализуется.
Почему важно формировать корпоративную культуру
Обычно корпоративную культуру понимают как набор жестких норм и правил, которыми должны руководствоваться сотрудники. Однако вам нужна корпоративная культура, которая превращает каждый шаг вашего сотрудника в осмысленный и направленный на благо компании. Не внешне (формально), а искренне. Это живая корпоративная культура, которая может быть не закреплена в сводах правил и в инструкциях. Культура, которая позволяет каждому вашему сотруднику сознательно относиться к своей работе и принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, которые, с его точки зрения, являются благом для компании.
Таким образом, обязательными слагаемыми клиентоориентированности являются:
Клиентоориентированность требует неослабевающей приверженности руководства и поддержки персонала в течение длительного времени, тогда она не прекращает творить чудеса в вашей компании.
Текст: Ольга Дубровина, эксперт журнала, директор компании «SERVICE PLUS»
Материал подготовлен при участии экспертов салонного бизнеса России и зарубежья.