Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Лабораторные испытания косметики для салона красоты: немного теории

1496
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Лабораторные испытания – гарантия подлинности и безопасности косметических средств. О лабораторных испытаниях, которые проходит косметика, прежде чем попасть в салон красоты, и о том, за что выдаются сертификаты качества, на которые владельцы бизнеса обращают свое внимание, выбирая ту или иную марку в салон, рассказывает Егор Абрамов - дерматолог, косметолог, медицинский советник ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России.

Протокол лабораторных испытаний

Для проверки качества и безопасности косметическому средству необходимо пройти лабораторные испытания и получить соответствующий протокол. 

Протокол лабораторных испытаний – это официальный документ, акт, который составляется с учетом определенных требований, содержит в себе результаты произведенных испытаний. Лаборатория, проводящая испытания, должна быть аккредитована, то есть иметь разрешение на проведение испытаний и лицензию Федеральной службы Аккредитации.

Программу испытаний определяют требования к продукту. Главная задача испытаний заключается в том, чтобы оценить способность продукции выполнять ожидаемые или требуемые функции в определенных условиях, путем получения ее характеристик практическими методами.

Соответствие обязательным требованиям (ГОСТам, Техническим регламентам, Техническим условиям, другим нормативным документам) подтверждает сертификационный центр, а требования, которые предъявляются самим производителем косметики к выпускаемым средствам, подтверждает протокол испытаний лабораторий, которые могут входить в организацию, занимающеюся сертификацией, либо функционировать самостоятельно. Соответственно, за протоколом лабораторных испытаний производитель косметики может обратиться как в лабораторию при сертификационном органе, так и в аккредитованную лабораторию при предприятии (такая есть на всех крупных концернах, занимающихся разработкой и выпуском новых средств) в зависимости от поставленных задач.

Сертификационный центр – отдельное предприятие, входящее в государственную структуру. В них косметика испытывается по международным стандартам, ведь все косметические средства обязательно проверяются, прежде чем выйти на рынок.

Параметры проверки устанавливает как государство (сертификация продукции), так и сам производитель косметики с целью проверить определенные свойства выпускаемого продукта, основываясь на пожеланиях клиента, целевой аудитории продукции и ее ожиданиях. В этом случае проверяется концентрация полезных веществ – если она минимальна, то это косметика масс-маркет, если чуть больше, то это аптечная линия, если концентрация активных веществ высокая, то это профессиональная косметика, бренды класса люкс. То есть протокол испытания позволяет определить, для какого класса подойдет данное косметическое средство.

Чем больше требований к косметике у производителя, тем выше ее статус.

Для проведения испытаний организация - заявитель предоставляет образцы продукции, которые подвергнутся проверке. Образцы отбираются теми Органами сертификации, к которым обратился заявитель.

Ход испытаний

Совокупность операций, направленных на формирование потребительских свойств готовой продукции, – это и есть технология проведении испытаний.

Что же кается методики исследований, то она включает:

  • правила и условия проведения испытаний;
  • свойства, характеристики, подлежащие оценке;
  • способы и методы обработки результатов испытаний, метод анализа результатов;
  • средства контроля и измерений, которые будут использоваться при испытаниях;
  • заключение о результатах испытаний.

Косметическое средство проверяется на всех этапах создания: отслеживается качество сырья, все входящие компоненты, технология изготовления продукта. Отвечают за это органы министерства Здравоохранения и Санитарно-эпидемиологическая служба. Сырье, которое используется в производстве, тестируется на чистоту в аналитической и микробиологической лабораториях. Оно поступает на производство после тщательного отбора в случае соответствия строгим нормам контроля. Сложный производственный процесс осуществляется в регламентированных гигиенических условиях; систематические проверки сопровождают все стадии этого процесса. В процессе косметического производства сырье подвергается самым различным воздействиям в зависимости от вида косметики: измельчают, нагревают, расплавляют, фильтруют, охлаждают, кристаллизуют и так далее. Чаще всего эти процессы связаны с переходом веществ из одной фазы в другую или с образованием новых продуктов.

Преимущественно испытываются качество косметики, стойкость, аллергические реакции, взаимодействие с организмом человека (с кожными покровами в частности), совместимость компонентов. Лабораторные испытания тестируют также, какому типу кожу подходит средство, какому времени года, какой возрастной контингент. Именно эти критерии чаще всего запрашивают потребители.

Конечный продукт проверяется квалифицированными сотрудниками на запах, консистенцию и цвет. После того, как косметическое средство пройдет все обязательные и необязательные испытания, получит все необходимые стандарты качества, перед тем как выпустить ее в продажу, косметику проверяют на добровольцах. Результаты этой проверки также отправляются в Федеральную службу Аккредитации. Только после этого готовый продукт поступает на фасовку и упаковку.

Результаты лабораторных испытаний

При публикации результатов испытаний (изначально результаты исследований являются информацией конфиденциальной) учитывается согласие и лаборатории, проводившей испытания, и заказчика, так как результаты принадлежат и той, и другой стороне. Протокол испытаний лежит в основе экспертного заключения, который выдает сертифицирующий орган. Сам документ передается в сертификационный центр или на руки заявителю (если испытания были его инициативой), а копия протокола хранится в лаборатории еще не менее трех лет.

Срок действия протокола первичной обязательной сертификации составляет один год. При последующих обращениях в центр сертификации протокол испытаний может быть действителен в течение 6 лет. Что же касается добровольной сертификации, то сроки действия сертификата различны, поскольку согласовываются между заявителем и Центром сертификации.



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях