Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Консультация юриста: регистрация названия фирмы

1514
В деле регистрации фирмы масса нюансов, поэтому самодеятельностью лучше не заниматься. Чтобы понять, что такое «бренд» с юридической точки зрения, какие есть варианты его регистрации и с чего ее начинать, мы обратились к нашему эксперту Михаилу Хохолкову, руководителю практики «IT/IP &Media» юридической компании «ЭНСО» (Екатеринбург).

Понятие бренда

Юридического термина «бренд» в российском законодательстве не существует. В настоящее время под брендом понимается некий символ, визуальный или словесный, характеризующий определенные свойства и ценности для потребителя. На потребительском уровне часто брендом считают товарный знак. И это не совсем правильно. Товарный знак приобретает правовую охрану с момента его регистрации, а бренд может существовать и без таковой.

Разница между брендом, фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком

Фирменное наименование коммерческой организации

Фирменное наименование может иметь только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Такое наименование содержится в его учредительных документах. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Фирменное наименование коммерческой организации может быть полным и сокращенным. Сокращенное наименование может быть, например, аббревиатурой от полного. Например, полным фирменным наименованием является: «Общество с ограниченной ответственностью «Журнал о красивых вещах»», а сокращенным – «ООО «ЖКВ»».

ФАКТ!
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается только по разрешению, выдаваемому Министерством Юстиции РФ.

Факт регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, по сути, означает официальное закрепление исключительного права на использование обществом своего фирменного наименования. С этого момента возникает то самое право на фирменное наименование коммерческой организации, которое прекращается только в момент ликвидации компании (либо при смене названия).

Коммерческое наименование ИП и ООО

Юридические лица, в том числе некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели могут использовать в своей деятельности коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Основное различие между фирменным наименованием и коммерческим обозначением заключается в том, что фирменное наименование может иметь только юридическое лицо, а коммерческим обозначением могут пользоваться и некоммерческие организации, и индивидуальные предприниматели. Например, коммерческое наименование ИП или ООО у предпринимателя может быть следующим: «Салон красоты «Зефир»».

КСТАТИ!
Наши партнеры – компания «Арника» – разработали программу управления и учета специально для администратора или руководителя салона красоты. Рекомендуем ознакомиться с ее функционалом.

О товарном знаке

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров (работ или услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке.

ФАКТ!
Коммерческое наименование ИП или ООО, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака. В качестве товарного знака может использоваться и фирменное наименование, и коммерческое обозначение. Однако правовую охрану товарный знак приобретет лишь в момент его регистрации в Роспатенте.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Возвращаясь к понятию бренда, раскрыв понятия товарного знака, фирменного наименования и коммерческого обозначения, можно сказать, что бренд включает в себя все эти три понятия.

Регистрация товарных знаков в России

Безусловно, каждый предприниматель для себя должен решить, будет ли он проходить процедуру  регистрации товарного знака. Факт регистрации товарного знака в России обеспечивает правовую охрану — только вы можете использовать его при осуществлении своей деятельности в определенной отрасли. Также без регистрации товарного знака вы не сможете расширить свой бизнес с помощью франшизы. Вопрос о целесообразности встает при определении цели вашего бизнеса – если это кратковременный проект с небольшими оборотами и без плана дальнейшего развития, то, вероятно, регистрация товарного знака не пригодится. В другом случае, я бы рекомендовал озадачиться регистрацией товарного знака еще на стадии разработки логотипа.

Процедура регистрации товарного знака

Процедура регистрации товарного знака проходит в несколько этапов:

  • 1. Разработка товарного знака, логотипа.
  • 2. Определение классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг http://www.mktu.info/ ) Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги. Например, класс 44 МКТУ включает медицинский уход, услуги в области гигиены и косметики.
  • 3. Подача заявления о регистрации в Роспатент. На этой стадии вы оплачиваете пошлину за рассмотрении заявки, а также подробно описываете свой товарных знак.
  • 4. Экспертиза Роспатентом заявления. Самый длительный этап, на котором Роспатент проверяет, может ли быть зарегистрировать ваш торговый знак, нет ли схожих до смешения уже зарегистрированных товарных знаков, подлежит ли вообще регистрации ваш товарный знак. Этап занимает от полугода до года, иногда и более.
  • 5. Принятие решения о регистрации товарного знака и выдача свидетельства о регистрации товарного знака. В этом случае вам надлежит оплатить пошлину за факт регистрации и пошлину за само свидетельство.

«Подводные камни» регистрации

В процедуре регистрации товарного знака может быть отказано, если он не соответствует основным требованиям, в частности, знак не обладает различительной способностью или состоит только из элементов:

  1. вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  2. являющихся общепринятыми символами и терминами;
  3. характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
  4. представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Так, например, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака в словесной форме «салон красоты». Но отказ вы получите по истечении срока для регистрации – то есть может пройти год с момента подачи вашего заявления, а в это время вы вкладываетесь в продвижение своего товарного знака. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, на стадии разработки своего бренда, который планируется зарегистрировать в качестве товарного знака, необходимо избегать общеупотребимых слов или названия товаров, услуг определенного вида. Хотя такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, но если они не занимают в нем доминирующего положения.

Материал подготовлен с помощью нашего эксперта Михаила Хохолкова



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях