Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Профстандарты. Ногтевой сервис

4398
Профстандарты в области ногтевого сервиса появились достаточно давно, а после корректировались и обновлялись. Что изменилось со времени введения первых профстандартов, как проходила разработка новых и в чем очевидные противоречия этого документа – нашему журналу рассказывает Лариса Кокорина, автор и разработчик профстандартов, государственный эксперт в области ногтевого сервиса, руководитель школы-студии дизайнеров ногтей «Лори» (Челябинск).

Профстандарты. Ногтевой сервисПрофстандарты. Начало                                      

Профстандарты в сфере ногтевого сервиса появились в конце 60-х годов прошлого столетия. В то время было просто недопустимо работать без соответствия требованиям профстандарта. Это как в строительстве дома или в здравоохранении – нарушения могут привести к печальным последствиям. Но почему-то многие мастера не придают этому значения. В те времена изначально была профессия «маникюрша», затем появилась «маникюрша» и «педикюрша» 2-го и 3-го разрядов. К концу 70-х годов разряды ушли, однако осталась цифра «2», поэтому в настоящее время существуют профессии в ногтевом сервисе «маникюрша 2-го разряда» и «педикюрша 2-го разряда». Дополнительно появилось и наращивание ногтей – соответствующее образование было дополнительным, но не основным профильным. А всего остального на тот момент не было. В конце 90-х годов Правительство предложило работодателям и специалистам сформировать профстандарт в своей профессии. На сегодняшний день только небольшая группа людей создала новые профстандарты, по которым можно работать и которые можно применять в салонах и парикмахерских. Кстати, каждый руководитель может выработать свою систему профстандартов, соблюдая законодательную базу РФ, и применять их в работе.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Годы идут, ногтевая индустрия двигается только вперед, и, конечно же, пришло время корректировать старые профстандарты и вносить изменения. Новые профстандарты в ногтевом сервисе (к моему глубокому сожалению) уже зарегистрированы в Минюсте РФ. Но вопрос – а кто-то из мастеров их читал, проникся проблемой? Ведь нам работать по этим стандартам, а в них не все так гладко и профессионально. Сколько я не пыталась узнать у разработчиков – кто составитель этих профстандартов, ответа не получила. И есть вопросы по минимальной экспертизе.

ИНТЕРЕСНО!
Ногтевой сервис развивается не только во всем мире, но и в России. И, конечно же, чтобы потребитель получал качественную услугу, требуются технические документы, подтверждающие правильность выполнения услуги без нанесения вреда здоровью клиента и мастера. В нашей ситуации – это как раз и есть профстандарт.

Вопрос категорирования предприятий

Не секрет, что у нас открываются и открываются салоны красоты. С одной стороны, это очень хорошо, поскольку у клиента будет выбор, а с другой, – люди, открывающие салон, зачастую не имеют понятия, что существует категорирование предприятий в индустрии красоты. Простой пример: у нас салоны предлагают массу услуг, а знают ли руководители салонов, что если они относят свое предприятие к салону, то мастер маникюра и педикюра может там работать, имея стаж не менее 2-х лет? А у нас вчерашние выпускники каких-либо курсов уже работают в дорогих салонах. И кто за это должен отвечать? Конечно же, тот, кто принимал на работу мастеров. Однако незнание Закона не освобождает от ответственности.

Что изменилось в работе специалистов

На данное время практически ничего не изменилось с появлением новых профстандартов. Мы как работали, так и работаем. Дело в том, что еще нигде официально не заявлено о новых профстандартах, и что мастера должны работать по этому документу. Сейчас еще идет разработка Национальных Стандартов, и будем надеяться, что это будет корректный документ, позволяющий мастерам выполнять все условия стандарта.

Материал в тему. Разработка и применение профстандартов. Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг
Процесс разработки профстандартов

Если первые профстандарты пришлось создавать в течении шести месяцев, разбирать различные законодательные базы, изучать технический регламент Бытовых услуг, технологические карты (за это время моими самыми читаемыми книгами стали Химическая энциклопедия, диагностический  справочник дерматолога и «Техническое регулирование: сфера услуг», автор Зворыкина Т.И.), и за каждое написанное слово я отвечала своим профессионализмом, то новые профстандарты появились практически «ниоткуда». А ведь в них многое написано не вполне корректно для нашей работы. Мы с преподавателями моей школы (люди и с медицинским, и с педагогическим образованиями, неоднократные победители российских и международных Чемпионатов) разбирали каждое предложение и просто над одним только пунктом просидели несколько часов, исправляя ошибки. Очевидно, что профстандарты нуждаются в дополнительной редакции, поскольку существующий вариант вызывает очень много вопросов. Простой пример: любой школьник объяснит, что «био» – это значит «живой». Все мастера по моделированию ногтей знают: при выкладке материала (гель или акрил) мы стараемся, чтобы пузырьки воздуха не попадали в материал. И вдруг выражение «био-гель»! То есть – живой гель! Это может быть эластичный гель для укрепления натуральных ногтей, но в новом профстандарте обозначен  «живой гель». И это весьма странно. Если мы, профессионалы, не возьмемся за создание своих профстандартов, то сможем ли считаться профессионалами?..

Следование положениям профстандарта

Профстандарты для мастера – это как букварь для первоклассника. В стандарте описано, что мы имеем право делать, какие разряды и за что присваиваются. И я думаю, что не руководитель салона несет ответственность, а сам мастер. Руководитель просто должен изучить документы мастера о профессиональном образовании. Это не может быть сертификат «имени какой-либо школы», это должно быть свидетельство государственного образца с присвоением тарифно-квалификационного разряда. Такие свидетельства имеют право выдавать только лицензированные школы, курсы. Все документы (по закону от 2008 года) могут быть выписаны только на русском языке, так как официальный язык на территории РФ – русский. И еще замечу: сертификат – это  документ, подтверждающий прохождение обучения по какому-либо виду ногтевого сервиса, но и сертификат могут выдавать только лицензированные предприятия. Может, сейчас мастера об этом и не задумываются, но не за горами 2020 год, когда работодатель будет нести ответственность за мастера, которого принял на работу без соответствующих документов.

МНЕНИЕ!
Если будет принят грамотный и соответствующий профстандарт, то он не станет рамками, ограничивающими профессию. Всегда возможны дополнения, как, например, ввели профстандарт по СПА-процедурам. Мастеров ногтевого сервиса это тоже касается, но мало кто знает, что нам регламентирует это новый стандарт.

Оптимизация подготовки мастеров

Мы уже рассуждали о том, что такое для мастера ногтевого сервиса профстандарт. Сейчас, к сожалению, множество школ и курсов, которые даже не подозревают о существовании технической документации. Не знают точно, какие виды маникюров существуют, придумывают свои виды, и выпускники таких курсов или школ несут все это в массы, своим клиентам, доказывая, что это верно. Поэтому качественный профстандарт – это закон для нас, как и по другим видам профессий. Мы должны понимать и принимать стандарты, как закон. Тогда и обучение везде будет на высоком уровне. Но тут, конечно, нельзя упускать один момент – кто обучает? Это все-таки преподаватель с большим стажем и опытом работы или вчерашняя выпускница очередных курсов. И даже не всегда именитые Чемпионы способны доступно и грамотно поделиться знаниями со своими учениками. Думаю, что проблема в том, что будущие ученики не раздумывают, где и у кого учиться. Красивые (не подтвержденные образовательной лицензией) сертификаты понравились, и все, пошли учиться. Предлагаю будущим мастерам в первую очередь узнавать о наличие образовательной лицензии, посмотреть ее срок действия, а уж потом решать – где учиться и у кого. Тогда в будущем не будет сожалений и слез по поводу «липового» обучения. А отсюда и кадры будут высокопрофессиональные. В совдеповские времена школы, комбинаты, курсы учили по единой программе, и посмотрите, какие специалисты приходили работать в парикмахерские или салоны, всё знали, и даже за сколько времени надо приходить на рабочее место к началу  рабочей смены. Профессиональная дисциплина была на уровне!

Дефицит кадров при обилии выпускников

Тут все объясняется просто – девушка заканчивает обучение, ей выдают какую-то бумажку под видом сертификата, а еще лучше – диплом (причем молодой мастер не задумывается, что образовательный диплом подразумевает среднее специальное образование или вообще высшее!). Какие знания по ногтевому сервису получила мастер – неизвестно, трудоустроилась и в первый рабочий день начинает получать «пинки». Другой мастер из этого же салона уже в нем проработала какое-то время, курсы заканчивала другие (тоже не известно у кого), и у нее другие знания. Как уже работающая в салоне, она начинает приобщать молодого мастера к другим методам, а тут и руководитель салона (что-то где-то видела, что-то слышала, кто-то «поделился опытом») тоже начинает поучать новичка. Представьте, какая каша в голове у этой девочки. Она даже и понять не может, что от нее требуют. Вот как раз профстандарт и будет профессионалам защитой в таких ситуациях. Со своими воспитанниками мы много времени уделяем как раз законодательной базе, чтобы будущие мастера могли грамотно, четко и ясно дать объяснения и руководителю салона, и клиенту (если потребуется).

МНЕНИЕ!
Если на обучающих курсах мастеру будут с первых дней рассказывать о профстандартах, о технической документации, о требованиях Роспотребнадзора, проводить обучение в соответствии с профстандартами, то высокий уровень подготовки гарантирован, а значит – и качество услуги возрастет. Салон получает поток клиентов, мастер – хороший заработок, и, конечно, прибыль для салона!

Проблема с учебными заведениями, не имеющими подтвержденной образовательной лицензии

Это очень серьезный, я бы даже сказала, – очень трудный вопрос. Мы сами виноваты в том, что появилось много различных школ, но что они выдают по окончании? А тем мастерам, которые только начали учебу, могу с точностью сказать – мы все идем огромными шагами к тому, чтобы получать добровольную сертификацию, то есть такой документ, как сертификат соответствия. Это единственный государственный документ, подтверждающий квалификацию мастера. Кстати, это и спасение тем мастерам, кто давно не повышал квалификацию. Сертификация проходит один раз в три года. Чтобы ее пройти, мастеру требуется сдать документы экспертам, пройти тесты и практическое задание. Вот тут и поджидает мастеров первая ловушка – даже сейчас по законам («Правила Бытового обслуживания населения» и «Закон о защите прав потребителей») мастер должен иметь документ, подтверждающий его квалификацию. Про эти законы вообще забыли, в лучшем случае, они просто лежат в салонах для проформы. Эксперт будет проверять документы об образовании, и где же лицензированные документы? Только различные сертификаты, да еще на иностранном языке! Такому мастеру только и останется пройти краткосрочные курсы и получить лицензированное свидетельство. Вторая ловушка для мастеров – по закону, если вы работаете в салоне (а у нас все работают только в салонах, парикмахерских практически не встретить либо их совсем мало), то обязаны один раз в два года повышать квалификацию (при наличии профессионального образования, подтвержденного лицензированным свидетельством) и принимать участие в профессиональных конкурсах. А вот теперь и решите, что у мастера есть по профессиональному образованию и как часто он принимает участие в конкурсах, повышает свою квалификацию? И это только один из моментов.

Если мастер ушел работать на дому

Самое главное в этом вопросе – это здоровье, здоровье мастера и клиента. В домашних условиях невозможно соблюдать правила санитарии и безопасности. В профстандартах четкое требование – соблюдение правил санитарии, обработки инструмента, рабочих поверхностей (и это только один пункт). Ни один мастер не носит за собой несколько комплектов инструментов, дезинфицирующие растворы, сухожаровые шкафы для стерилизации.  Мало того, что все опасные микроорганизмы контактируют с вещами мастера, так еще и домой можно принести какое-либо заболевание. А для клиентов – это вдвойне опасно, ведь не знает клиент, кому и как до него мастер обрабатывал кожные покровы, были ли повреждения, а может, предыдущий клиент имел кожное заболевание, на которое мастер не обратил внимание. В общем, тут сплошная антисанитария. Это очень важно. А еще немаловажный фактор – клиент не видит и не знает, какое профессиональное образование у мастера, может, это просто самоучка, и ему не важно, как правильно и безопасно, лишь бы деньги заработать.  Да и каково самому мастеру носиться по домам клиентов, собирая грязь, микробы с нескольких пар рук и ног. Рано или поздно такие походы заканчиваются различными заболеваниями. Есть мастера, которые уходят в «самостоятельное плавание», но они арендуют оборудованные кабинеты, проходят медицинские осмотры, соблюдают санитарные правила. И следят за своим профессионализмом. Я встречала таких мастеров – они и в профессиональных конкурсах побеждают, и повышают квалификацию, соблюдают все правила Роспотребнадзора, платят налоги и работают официально, не боясь, что кто-то придет и проверит. На дом уходят те, кто толком не учился и не учится, кто не соблюдает правил санитарии, не платит налоги. Но это уже другая тема.

Материал подготовлен с помощью эксперта журнала Ларисы Кокориной, автора и разработчика профстандартов, государственного эксперта в области ногтевого сервиса, руководителя школы-студии дизайнеров ногтей «Лори» (Челябинск)

 



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях