Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Бланки строгой отчетности для ООО и ИП: особенности и правила

10777
У любого владельца бьюти-бизнеса, который оказывает услуги населению, для фиксирования факта приема денег должны быть ККТ или бланк строгой отчетности (БСО). И касается это всех, кто платит налоги – будь то «упрощенец», «вмененщик» или предприниматель на патенте (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Преимущества БСО

В своей работе очень многие предприниматели между ККТ и БСО выбирают последнее. И причины этому есть.

  1. Нет необходимости приобретать кассовую технику, регистрировать ее, заключать договор с организацией по обслуживанию ККТ, платить за ее услуги и отслеживать состояние аппарата.
  2. При выезде к заказчику (скажем, для мобильных салонов красоты) не нужно брать с собой ККТ.
  3. Если бланк будет испорчен, провести его в учете значительно легче, чем чек, который пробили с ошибкой: ошибочный бланк можно просто перечеркнуть и вложить в прочую документацию. Что касается чека, то нужно делать акт, который затем отдается на подпись комиссии, и просить у кассира объяснительную.

Кстати:

Наши партнеры - компания «Арника» разработали программу управления и учета специально для администратора или руководителя салона красоты. Рекомендуем ознакомиться с ее функционалом.

Оформление бланков строгой отчетности

Повторим – бланки строгой отчетности допускается использовать, когда вы оказываете услуги населению за наличный расчет. При продаже товара, выполнении работы для физлиц или взаимодействии с юрлицами к БСО вы прибегнуть не сможете. Скажем, если вы оказываете услугу организации (к примеру, когда к вам в спа-салон обратилась компания, желающая устроить корпоратив для своих сотрудников), вам нужно выбивать кассовый чек. Хотя это делаем в том случае, если имеем на руках договор об оказании услуг с этой организацией. В противном случае, вам незачем знать, кто является покупателем ваших услуг – физлицо или представитель какой-то фирмы. Без договора с юрлицом работа по бланкам строгой отчетности закону не противоречит.

ИНТЕРЕСНО!
Заметим, что расчет с предпринимателями допустим по БСО. Эти данные можно найти в абзаце 4 пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16. Там предприниматели включены в категорию «население».

При оформлении бланков строгой отчетности вас не принуждают контролировать статус покупателя, является ли он зарегистрированным как предприниматель или нет. Вопросы у проверяющей инстанции возникнут, если вы заключили договор с предпринимателем и при этом не использовали ККТ. Хотите свести возможные вопросы к минимуму? Постарайтесь не упоминать, что ваш покупатель является предпринимателем, и проводите его исключительно как физлицо.

Приобретение бланков строгой отчетности

Предприниматели на упрощенке обычно печатают БСО в типографии или посредством специального автоматизированного оборудования – иными словами, приобретение бланков строгой отчетности как таковое не нужно. Запрещена печать БСО посредством стандартного ПК и принтера.

ФАКТ!
Чаще всего для БСО характерен типографский способ печати. Но, как мы упоминали, существуют и автоматизированные системы (п. 4 Положения № 359). Данная система обязана отвечать соответствующим  требованиям, среди которых обязательно защита от несанкционированного доступа, возможность идентификации, фиксирования и хранения всех операций с бланком документов в течение 5 лет, а при заполнении бланка и выпуске готового документа в системе обязательно сохраняются номер и серия БСО. Моменты согласования технической документации, изготовления и реализации автоматизированной системы нужно обсуждать с представителями исполнительной власти (письмо Минфина России от 05.05.2014 № 03-01-15/20962). Так что, как можно заметить, все несколько проблематично, и печатать бланки в типографии оказывается проще и понятнее.

Если вы решили в вопросе о приобретении бланков строгой отчетности остановиться на печати в типографии, обязательно убедитесь, что в бланке наличествуют такие данные о типографии, как:

  • сокращенное наименование
  • ИНН
  • юридический адрес
  • номер заказа, год его выполнения, тираж.

Обязательно нужно иметь возможность сделать копию бланка. Другой вариант – у документа присутствует отрывной корешок (п. 8 Положения № 359).

ВАЖНО!
Проследите, чтобы в типографском бланке были проставлены серия и номер документа (п. 9 Положения № 359).

Бланки строгой отчетности – заполнение и форма

Форма БСО обычно создается и утверждается самим директором предприятия (информационное письмо Минфина России от 22.08.2008 «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности»). Здесь вам непременно нужно учитывать такой пункт, как реквизиты (п. 3 и 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359). 

Что необходимо для заполнения бланков строгой отчетности:

  1. Наименование документа (скажем, квитанция на оплату услуг)
  2. Шестизначный номер и серия бланка строгой отчетности
  3. Наименование и организационно-правовая форма для организации или ФИО для предпринимателя
  4. Юридический адрес фирмы, которая выдала БСО
  5. ИНН организации (или предпринимателя)
  6. Вид и стоимость услуги, которую вы оказываете
  7. Суммы оплаты
  8. Дата, когда был произведен расчет и составлен БСО
  9. Должность и ФИО человека, который принял деньги, а также его подпись
  10. Сокращенное наименование, адрес и ИНН типографии, отпечатавшей БСО
  11. Номер заказа, год его выполнения и тираж бланков 

 

Образец бланка строгой отчетности

Бланки строгой отчетности для ООО и ИП: особенности и правила


Скачать образец бланка строгой отчетности можно здесь.

Использование и хранение бланков строгой отчетности

Как выстроить работу с бланками после того, как они напечатаны?

При получении БСО из типографии вы должны оформить их в этот же день с помощью акта приемки документов строгой отчетности. Можно взять за основу форму, приведенную ниже.

Бланки строгой отчетности для ООО и ИП: особенности и правила

Бланки строгой отчетности для ООО и ИП: особенности и правила

Образец Акта можно скачать здесь.

За прием бланков строгой отчетности отвечает работник, которого назначают ответственным за хранение и выдачу такой документации. Для назначения этого сотрудника вам нужно издать соответствующий приказ, а также заключить договор о полной материальной ответственности (п. 14 Положения № 359). Также нужно будет издать указ для утверждения комиссии, принимающей БСО. Когда бланки будут получены, каждый из членов комиссии должен расписаться в акте. Там же свою подпись поставят ответственный за хранение бланков и вы в качестве директора.

Держать бланки рекомендуют в отдельном шкафу, за хранение бланков строгой отчетности отвечает ответственный работник. Он имеет право выдавать необходимое количество БСО сотрудникам по заборно-контрольному листу документов строгой отчетности.

При использовании бланков нужно непременно вести их учет (поступление и расходование) по их наименованию, серии и номерам в книге учета бланков строгой отчетности (п. 13 Положения № 359). Книга разрабатывается вами самостоятельно, она должна быть пронумерована, прошита и подписана директором и главным бухгалтером. Также ее скрепляют печатью. Заверять в налоговой книгу необходимости нет. Ответственный за хранение бланков строгой отчетности сотрудник ежедневно заполняет книгу учета бланков, упаковывает все копии использованных документов (корешки, отрывные части) и бракованные бланки в опечатываемые мешки. В последних документы хранятся порядка пяти лет.

Образец Книги бланков строгой отчетности

Бланки строгой отчетности для ООО и ИП: особенности и правила

Скачать образец Книги бланков строгой отчетности можно здесь.

Бланки строгой отчетности – проводки

Налоговый учет при УСН. При упрощенной системе с объектом налогообложения доходы минус расходы вам нужно отразить стоимость изготовления БСО в качестве расходов на канцелярские товары (подп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Вносите запись в книгу учета доходов и расходов в том квартале, когда вы оприходовали и оплатили бланки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Бухгалтерский учет. Для обобщения информации о наличии и движении бланков существует забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Данные документы нужно учитывать в условной оценке, скажем, 1 руб. за бланк. Соответствующий порядок, согласно которому вы станете определять условную оценку, зафиксируйте в учетной политике для целей бухучета.

Аналитический учет по счету 006 ведем по каждому виду бланков (квитанционные книжки, различные абонементы, талоны, билеты и т. п.) и по местам их хранения. Например, можно ввести субсчета «Квитанции в бухгалтерии», «Квитанции в подразделении» и т. п.

РЕКОМЕНДАЦИЯ!
Уточним еще несколько моментов по проводкам бланков строгой отчетности. Их движение нужно отразить на основании заборно-контрольного листа, приобретение – по дебету счета 006, использование – по кредиту этого счета. Кроме  забалансового учета отражать расходы на изготовление БСО придется на счетах бухучета. Для этого на счете 10 «Материалы» нужно сделать соответствующий субсчет — «Бланки строгой отчетности». И поступление бланков из типографии отражать по их фактической стоимости на дату приемки документов.

 

Для этого делаем такую запись:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Бланки строгой отчетности»

КРЕДИТ 60 (76)

— отражено поступление бланков строгой отчетности.

На дату передачи БСО под отчет их стоимость включите в состав расходов по обычным видам деятельности по фактической себестоимости. Отразите это проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10 субсчет «Бланки строгой отчетности»

— бланки строгой отчетности переданы в подразделения для использования.

Заметьте, одновременно с этой проводкой со счета 006 списываются не все бланки. Счет 006 ведется исключительно по использованным бланкам, а не по бланкам, которые выдает кассир. Так что только когда ответственный  в конце смены представит отчет о расходовании БСО, нужно списать нужное количестве со счета 006.



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях