Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Система электронного обучения в сфере салонного бизнеса

1074
За последние 10 лет формы дистанционного электронного обучения стали привычными для многих крупных учебных заведений всего мира. Подобным образом, для некоторых еще остающимся новинкой, сейчас готовятся и кадры салонного бизнеса. О том, как такой способ передачи знаний приживается на российской почве, рассказывает Алена Васина, заместитель директора Бизнес-школы УрФУ, директор Центра Интернет-видеотехнологий.

Дистанционное электронное обучение – введение в предмет

В России всегда было принято делить обучение на очное и заочное. Сейчас словосочетание «дистанционное обучение» очень часто встречается в интернете. Но мы от него отходим, поскольку оно означает примерно то же самое, что и заочное обучение. В настоящее время используется новый термин «открытое обучение» (или «смешанное обучение», «дистанционное электронное обучение»), подразумевающий осуществление образовательной деятельности посредством интернет-видеотехнологий.

Формат онлайн-обучения столь же удобен, как привычное для всех очное обучение. Абсолютно одинаково слушатели проходят те или иные темы, точно так же преподаватели отмечают посещаемость. Им даже легче отметить тех, кто учится онлайн, – достаточно зайти в систему и посмотреть, во сколько человек зашел, во сколько вышел, сделал ли домашнее задание. И контролировать учебный процесс значительно проще.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Техническое оснащение

Дистанционное обучение онлайн – это недешевая технология с точки зрения ее организаторов – учреждений дополнительного профессионального образования. А вот для наших клиентов она должна быть максимально доступной, экономичной, а сам процесс обучения – быстрым и удобным. Учащимся достаточно иметь компьютер с выделенным интернет-каналом (поскольку не всегда работает Wi-Fi), веб-камеру и гарнитуру. Но очень важно, чтобы помимо этих технических средств у них была сильная внутренняя мотивация.

Программное обеспечение бывает очень разное. Мы всегда стараемся подобрать оборудование и софты под тот формат, в котором работает преподаватель. У нас применяется ВКС-система (видеоконференцсвязь – прим. авт.), а когда слушателей много, работаем на Adobe Connect. Используются два экрана: на одном из них слушатели видят меня, а на другом – видеопрезентацию. А есть еще интерактивная панель, на которой я пишу все, что потом видят учащиеся, и хайбинарная платформа.

Есть и функция видеонаблюдения, позволяющая видеть, на какие сайты заходит слушатель, как выполняет задание. Плюс к этому идет запись. Естественно, мы пользуемся этими инструментами не на каждом занятии, а только во время зачетов, экзаменов и т.д. Очень часто подключаем к учебному процессу директоров по персоналу, и они наблюдают за тем, как работники проходят обучение, оценивают их активность. Кроме того, мы всегда делаем запись защиты выпускных работ, и руководители компаний могут посмотреть, как проходила защита у их сотрудников.

Hybinar: есть контакт!

Существует программное обеспечение, позволяющее работать с контентом, – так называемая LMS (Learning Management System, система управления обучением – прим. авт.). Там выкладываются домашнее задание, учебные тесты и прочие материалы. А вот форма онлайн-обучения поддерживается другим решением – либо это видеоконференция, либо вебинар, либо хайбинар.

Два с половиной года назад вебинары были только с односторонней связью, а в обратную сторону работали ВКС-системы. А нам нужна была система и с прямой, и с обратной связью, чтобы не только учащийся видел и слышал нас, но и мы его. И хотелось, чтобы число участников обучения увеличилось с 10 (максимум, доступный ВКС) до 50-60. Нужное решение нашлось в технологии Hybinar. Мало того, что это – сервис с двусторонней связью, в нем заложено еще и множество дополнительных функций, которые отсутствуют у других систем. Например, запись учебного курса. Если студент опоздал к началу занятия, он может включить воспроизведение и прослушать лекцию с самого начала. Правда, это уже не дистанционное обучение онлайн. Но возможен и другой вариант: запись разбивается на кластеры по 10-15 секунд, и студент может быстро по ним пробежаться, подключиться к занятию в текущее время и продолжать слушать дальше. Есть и другие полезные вещи: виртуальные комнаты, в которых учащиеся выполняют групповые задания, открытая доска, функция захвата экрана и пр.

Спектр применения

Открытое обучение может использоваться практически в любой профессиональной сфере, включая индустрию красоты, ведь в каждой из них есть место коммуникации. Когда-то для повседневного общения было достаточно телефона. Позже нам захотелось видеть собеседника, и появился Skype. А современные средства позволяют общаться не один на один, а группами, да еще и находясь при этом в разных городах. Виртуальные технологии снимают границы. Конечно, их использование достаточно дорогостоящее. Но, думаю, рано или поздно произойдет всеобщий переход на эту систему. Даже в индустрии красоты видеокурсы, видеолекции, конференции, виртуальный обмен опытом могут использоваться как элементы обучения.

Вообще, в последнее время я часто наблюдаю такое явление: мастера считают, что если они много лет проработали в салонной сфере, то смогут легко открыть свое предприятие. Кроме того, еще совсем недавно было модно покупать салоны красоты для своих жен и дочерей. Считалось, что бизнес этот эстетичный, прибыльный и прекрасно подходит для женщин. Но на самом деле он не просто сложный, а архисложный. Есть два понятия – «предпринимательство» и «менеджмент». И если предпринимательству невозможно научить по определению – это либо дано человеку, либо нет, – то стать успешным менеджером можно, и не надо этого бояться. Как раз для сферы услуг мы сейчас готовим программу по управлению сервисом.

Догнать Запад

Для России система электронного обучения пока в новинку. Мы отстали от Запада лет на 20 и даже больше. Причин тому несколько. Прежде всего, в финансовом отношении подготовка контента к онлайн-технологиям достаточно затратна. Процесс также замедляют некоторые изменения в системе образования и неготовность нашей материально-технической базы. Кроме того, Россия – очень большая страна, и распространить систему видеотехнологий по всей ее территории проблематично. В итоге внедрение системы электронного обучения в наших учебных заведениях идет очень точечно, и занимаются этим в основном энтузиасты.

Для сравнения, в Финляндии не продлевают контракт с преподавателями, если они не умеют работать с электронными ресурсами, не создают ни одного курса. Человек инертен, и любые изменения, даже благие, принимает не слишком охотно – надо же прилагать дополнительные усилия, учиться. И если даже слушатель готов заниматься по новой системе, к этому не всегда готов преподаватель. Это пока очень большая проблема.

Традиции VS инновации

Сравнивать классическое и онлайн-обучение с точки зрения их эффективности очень сложно. Само по себе образование может быть совершенно неэффективным, вне зависимости от его формы. Процесс обучения таков, что всегда один его участник дает знания, а другой должен их взять. Но есть люди, которые никогда не смогут учиться виртуально, и есть преподаватели, которые ни при каких условиях не согласятся работать с этими технологиями. Да и не надо. Значит, это просто не для них.

Наш огромный плюс в том, что мы можем привлечь любого специалиста из любой точки страны и мира, и он прочитает свой курс с помощью видеотехнологий. Это дешевле, чем физически доставлять преподавателя в Екатеринбург, потому что не придется оплачивать его проезд, проживание, питание и культурные мероприятия. Но поддерживать курсы очень сложно, потому что преподаватель постоянно должен с ними работать. И мы переходим на привлечение тьюторов (педагогов, обеспечивающих разработку индивидуальных образовательных программ для учащихся и студентов и сопровождающих процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования – прим. авт.).

Специфика открытого обучения – в очень жестком обозначении сроков. Например, каждую неделю учащийся проходит какой-то методический материал, а затем выполняет задания. И если не успевает сдать их вовремя, портал закрывается, и он теряет оценочные баллы. Да, учиться очень трудно, приходится ежедневно выкраивать нужное количество времени на занятия, постоянно подгонять себя, не давать расслабляться, зато результат такого обучения стопроцентный.

 

Текст: Анастасия Сухоросова



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме
    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.