Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Управление корпоративной культурой: определяем правила и создаем Положение

1435
Чаще всего непонимание возникает между новыми и старыми сотрудниками, на почве того, что «новенькие» специально или нечаянно нарушают какие-то негласные законы, по которым существует коллектив. Чтобы конфликты не возникали на пустом месте, составьте для своего бизнеса Положение о корпоративной культуре.

Материал в тему. Управление женским коллективом: особенности выстраивания корпоративной культуры

Определяем этап развития компании

На то, какие пункты необходимо включить в положение о корпоративной культуре, влияет множество факторов. Во-первых, нужно учитывать жизненный цикл компании, т.е. определить, на каком этапе развития она сейчас находится. Компания, которая недавно приступила к работе, находится на этапе формирования. На этом периоде ей необходим яркий харизматичный руководитель, который будет задавать общее настроение в коллективе. Лидер собирает вокруг себя единомышленников, он – пример и образец, вокруг которого формируется корпоративная культура. Как только компания встанет на ноги, то есть выйдет на рынок и закрепится в своей отрасли и перейдет в стадию роста, необходимо заняться непосредственным сбором корпоративных традиций и действующих правил. Стадия зрелости, которая характеризуется стабильным положением на рынке, подразумевает сохранение и приумножение традиций компании, а в период кризиса корпоративная культура должна быть нацелена на внедрение новаций, как-то радикально обновить правила и принципы.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Выявляем существующие недостатки

Если не заниматься управлением корпоративной культуры сознательно с самого начала, то чаще всего внутренняя обстановка в компании будет складываться стихийно под влиянием лидера. Не всегда возможно существующую среду изменить кардинально, но скорректировать какие-то аспекты корпоративной культуры, исправив недостатки, всегда есть возможность. Для этого необходимо определить, к какому типу корпоративной культуры ближе всего корпоративная среда вашего коллектива.

Типы корпоративной культуры

Тип корпоративной среды

Достоинства

Недостатки

Коррекция недостатков

 «Культура власти»: особую роль играет лидер, его личные качества. Основные ресурсы компании сосредоточены в руках руководителя.

Возможность быстро реагировать на изменение ситуации, принимать решения

Жесткая иерархическая структура

Внести в Положение нормы, регулирующие взаимоотношения между руководителями и подчиненными, чтобы «смягчить» жесткую иерархию

«Ролевая культура»: строгое распределение функций. Ее основа – система правил, процедур и стандартов деятельности.

Успешность в стабильной окружающей среде

Учитываются не личные качества сотрудников, а положение, занимаемое в иерархической структуре

Внести в Положение нормы, которые позволят рядовым сотрудникам участвовать в делах компании

«Культура личности» – ориентация на реализацию собственных целей. Основа – харизматичный лидер

Высокий профессионализм сотрудников

Слабая координация и контроль. Потеря лидера чревата распадом компании

В Положении четко прописать порядок выращивания собственных лидеров

«Культура задачи» – ориентация на реализацию конкретных проектов. Ее основа – командная работа

Получение максимального результата при реализации поставленных задач

При стихийном изменении ситуации на рынке компания подвержена наибольшим рискам

Внести в Положение принципы развития персонала, которые станут основой для обучения и ротации.

Основная идея

Сформулируйте главную идею вашего салона. Корректируйте ее в зависимости от требований времени и этапов развития компании, но не меняйте до неузнаваемости. Донесите идею до своих сотрудников, заразите ей. Люди охотно и старательно работают на благо хорошего дела. Например, салон красоты использует в работе только гипоаллергенную косметику, заботясь о своих клиентах, взял на вооружение принцип Гиппократа: «Не навреди». Ведь зачастую, люди даже не задумываются, о том, какие соединения содержат привычные для нас косметические средства и какие у этого могут быть последствия.

ВАЖНО!
Конечно, всякий бизнес направлен на получение прибыли, но, помните, что ради денег подвигов не совершается. Именно поэтому у каждой компании должна быть идея бизнеса.

Атрибуты корпоративной культуры

Корпоративная культура организации должна иметь собственные атрибуты. К ним относятся знаки отличия, корпоративные цвета, правила дресс-кода. Их задача – задавать соответствующие ассоциации с вашей компанией, быть гарантом вашей уникальности.

Обозначайте базовые особенности работы с персоналом, однако употребляйте только конкретные фразы.

Поскольку данные особенности – основа для более конкретных норм, они должны быть максимально конкретными. Избегайте в формулировке многозначительных фраз и очевидных моментов, не загромождайте ими текст.

Сформулируйте и оптимизируйте правила корпоративной культуры в Положении

Предназначение правил корпоративной культуры  – конкретизация базовых особенностей работы, формирование существующих норм. Без них  провозглашенные правила станут ничего не значащими словами.  

Пример

Скажем, если в Положении о корпоративной культуре организации значится «Высшей ценностью компании являются люди, которые в ней работают», а при увольнении у работника даже не спрашивают причину его ухода, то получается, что данный пункт не принципиален и вводит в заблуждение тех, кто работает.

Если ваша организация не намерена удерживать работников, стоит в положении о корпоративной культуре отметить значимость качеств специалистов, без приоритета на них самих: «Высшей ценностью компании являются уникальные профессиональные и личностные компетенции работников». Так вы сохраните уважение сотрудников, а формулировка будет звучать корректнее.

ВАЖНО!
Нельзя допускать, чтобы корпоративные правила шли вразрез со стилем управления директора. При разработке документа учтите собственные принципы управления. Скажем, если вы дистанцируйтесь от своих подчиненных, не стоит включать в Положение пункт о принципе открытости и свободном доступе работников к первому лицу. Правила, которые не станут рабочими, включать не нужно, и в управлении корпоративной культурой они окажутся лишними.

Отметьте в Положении пункты о подборе сотрудников

На этапе собеседования определяйте, в какой степени соотносятся личные ценности, принципы, интересы, культурный уровень кандидата с правилами и ценностями организации. Зачастую это помогает понять, сможет ли новый человек адаптироваться и качественно работать. В Положение о корпоративной культуре занесите принципы подбора сотрудников, включив такие  характеристики, как «соответствие культуры и личных качеств соискателя особенностям организации».

Образец Положения о корпоративной культуре вы можете найти здесь.



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме
    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.