Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Как юмор помогает в работе, или зачем уметь шутить руководителю

1012
Порой мы забываем, как много значит юмор в жизни человека. Озабоченные делами, на работе мы привыкли вести себя серьезно и строго глядеть на окружающих. Но ведь хорошая штука может подбодрить, мотивировать, снять напряжение в общении. Так почему бы не пользоваться этим проверенным способом для развития своей компании? О том, как можно и как нельзя шутить руководителю, а также почему юмор как мотивация полезен бизнесу – в статье «Директора салона красоты».

Как юмор помогает в работе

  • Хорошая шутка поднимет людям настроение, устраняет напряжение и официоз.
  • Шутка раскрепощает сотрудников и создает свободную творческую атмосферу в компании.
  • Способность шутить (в том числе над собой) играет роль психологической защиты от неприятных и опасных мыслей и переживаний.

Руководители шутят

У руководителей есть привычка поучать, указывать, вразумлять, решать, что правильно, а что нет. Несмотря на руководящую должность, плохо, если вы прослывете в компании как человек без чувства юмора, который не умеет шутить и смеяться сам. Само сочетание власти и дидактичности губит на корню любую попытку пошутить, поэтому не разбавляйте наставления и консультации по решению поставленных задач шутками. Не забудьте поделиться вашими установками со всеми управленцами вашей компании, в частности, заставьте шутить администраторов вашего салона красоты.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Несколько правил, которых стоит придерживаться, чтобы юмор помогал в работе:

  1. Шутить нужно уместно: проверьте, подходит ли время и место для шутки. Вряд ли кто-то оценит ваше чувство юмора на совещании по подведению итогов года или обсуждении налоговых отчетностей.
  2. То, что вызовет смех одного, покажется оскорбительным другому.
    Прежде чем шутить, изучите своих коллег, узнайте их ценности и приоритеты в жизни, и только после этого начинайте шутить.
  3. Можно заготовить пару шуток на общие темы, ведь не всегда хорошая шутка приходит спонтанно.
  4. Высмеивайте ситуации, а не людей.
  5. Шутка не может уладить конфликт между людьми. Удачная шутка может служить профилактикой конфликта, в то время как неудачная способна стать его катализатором.

Самоирония и самобичевание

Чтобы уловить смешное, понять, в чем заключается комизм ситуации, необходимо отстраниться от нее, взглянуть со стороны. Не бойтесь шутить над собой: ваш имидж от этого не пострадает, более того, работники поймут, что вы не строите из себя совершенство, а признаете, что и вам свойственно ошибаться. Самокритичность руководителя, сдобренная чувством юмора, подкупает подчиненных и создает доверительную атмосферу внутри коллектива, а также помогает легче мириться с недостатками друг друга. Например, один начальник во времена сложные для компании, когда приходится быть особенно строгим и требовательным, так говорил о себе: «Ой, знаю, сложный у меня характер. Если бы сам работал с собой, то, наверное, застрелил бы». В ответ на это сотрудники улыбались и шли работать. Другой руководитель имел очевидный недостаток – заикался. Сглаживать его помогало чувство юмора – когда в ходе обсуждения рабочих вопросов он иногда возвращался к тому, о чем уже говорилось, в такой момент он выдавал фразу: «Ах, да, об этом я уже заикался».
Но во всем важна мера. С самоиронией стоит быть острожным, чтобы она не превратилась в самобичевание. В этом случае сотрудники могут начать относиться к руководителю панибратски, не воспринимать всерьез его распоряжения, быть небрежными в решении рабочих вопросов. В лучшем случае сотрудники просто не будут знать, как правильно реагировать на такое поведение начальства. Например, если вы пришли в новый коллектив или заняли новую должность, то сначала освойтесь в новой должности и завоюйте авторитет своих подчиненных, прежде чем начинать шутить над собой.

ВАЖНО!
Рассказывая одну и ту же шутку, вы рискуете повториться, и тогда эффект от шутки будет противоположный ожидаемому. «Дежурные шутки» опасны тем, что выдают безразличие к адресату – их рассказывают всем подряд.

Двойственная природа юмора

В основе юмора – двойственность ситуаций и двусмысленность слов. Игра со значениями дает возможность шутить, именно поэтому зачастую объектом для смеха становятся неоднозначные выражения. Например, часто штуки строятся на омонимичности (одинаковом звучании слов с разным значением): «Евгений сейчас нуждается в тишине и уходе. Чем дальше уйдут коллеги и я, тем лучше!» – шутил начальник отдела о сотруднике, чья продуктивность в разы возрастала, если он работал в одиночку. Можно пошутить, придумав новое слово с неоднозначным значением. Например, когда сотрудники не уходили с работы, занимаясь своими личными делами за компьютером или играя, руководитель восклицал – «Хватит залеживаться на работе!». Он соединил два слова – «задерживаться»» и «лежать», создав новое слово и выразив в нем свое отношение к ситуации. Никто из работников  не обиделся, но все осознали, что поступают неправильно. Употребление слов в противоположном значении также создает комический эффект. Глава одной компании на совещании с сотрудниками употребил такую фразу: «Где уж нам, глупым, сделать лучше, чем конкуренты?!». Так руководитель подбодрил свой персонал, дал понять, что верит в них.

ВАЖНО!
Начало и конец анекдотических историй зачастую не связаны прямой логикой. Это еще один конструирующий принцип юмора. Попробуйте отыскать смешное там, где, на первый взгляд, нет ничего смешного.

Юмор ассоциативен

Пошутить можно, подметив параллель происходящей ситуации с каким-нибудь событием прошлого, известным сюжетом, подчеркнув сходство человека с героем книги или фильма. Прием один – нужно найти сходство и подчеркнуть его. Смело преувеличивайте и гиперболизируйте для создания комического эффекта. Вот удачный пример сравнения: руководитель раскритиковал подчиненных за то, что они работают только со старыми клиентами и не привлекают новых, проведя параллель с саблезубой белкой из «Ледникового периода», которая вцепилась в один орех и носилась с ним, не замечая орехи вокруг. Эта ассоциация развеселила сотрудников и направила их деятельность в нужное русло. Юмор помог эффективнее, чем долгие наставления.
Задействуйте представления, которые существуют о тех или иных людях. Например, одна из сотрудниц спросила у своего коллеги о том, почему он всегда улыбается, а в ответ услышала «Да, видно, болван я!» и рассмеялась. Шутка содержала отсылку к тому, что у нас улыбчивые люди слывут дурачками.

Посмеяться над привычным

Многие события мы воспринимаем как данность, как нечто логичное, естественное и единственно правильное. Но если разрушить автоматизм восприятия, то в обычных поступках и взаимоотношениях людей можно разглядеть алогизм и нелепость. Если подметить и изучить их, то можно придумать хорошую шутку. Например, чтобы сотрудники не просто говорили начальнику о возникающих трудностях, но и предлагали решение, он стал шутить: «Конечно, ваши идеи и решения всегда лучше, чем предлагает руководство. Но если вы не представляете свою хорошую идею, вам даст свою плохую руководитель. И вам ее выполнять!» Так, найдя в привычном для сотрудников порядке вещей (приходишь к руководителю, жалуешься, и он тебе говорит решение), руководитель увидел что-то необычное: не даете свою хорошую идею – получите плохую от него. Сотрудники воспринимали совет с юмором и старались предлагать решения проблем самостоятельно, не прибегая к помощи руководителя.

Посмеяться в серьезной ситуации

Не стоит думать, что прибегнуть к смешному в неприятной ситуации – плохая идея. Вовсе не всегда: в зависимости от ситуации и серьезности проблемы. Ведь шутка может разрядить ситуацию, юмор помогает снять напряжение. Например, если вы совершили ошибку, чем спровоцировали неприятную ситуацию, то не бойтесь признать ее и сыронизируйте над собой. Это поможет быстрее найти оптимальный выход из сложного положения, ведь коллеги охотнее помогут вам в этом: после удачной шутки отношение к человеку меняется в лучшую сторону. Вот пример тому.

Когда в компанию пришел новый директор, он назначил первое рабочее совещание на утро, но из-за пробок на дорогах опаздывал. Когда он, наконец, вошел в конференц-зал, попал в атмосферу напряженного молчания. Директор поздоровался, извинился за опоздание, поблагодарил за ожидание и рассказал, как сам ждал, когда прибудет важный гость: «Объявили, что X появится с минуты на минуту. Ждем еще 72 часа и расходимся». Сотрудники рассмеялись и смягчились.

Как шутить не стоит:

  • Не осмеивайте личность человека. Подтрунивать можно над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием подчиненного;
  • Не смейтесь над тем, что человек не может исправить. Не шутите над фамилией подчиненного, болезнью, комплекцией, физической слабостью, дефектами внешности. Не иронизируйте над объектом симпатии подчиненного.
  • Не смейтесь над своей шуткой первым. Серьезность и сдержанность добавляют комического эффекта.
  • Не допускайте пошлости и грубости. Шутка – это вариант дружеской критики, бестактность переживается болезненно. Уважайте своих подчиненных.
  • Не иронизируйте над непроизвольным промахом подчиненного, его забывчивостью, неловкостью.

Не пресекайте шутки в свой адрес. Если вы пошучиваете над подчиненными, будьте готовы, что они сделают то же самое в ваш адрес. Посмейтесь над собой вместе  с подчиненными.



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме
    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.