Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Тест Белбина: командные роли

2594
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Мы продолжаем публиковать тесты для выявления способностей потенциальных сотрудников салона красоты. В этом задании используется тест Белбина, который поможет определить, командный ли игрок ваш будущий сотрудник.

Тест Белбина используется для оценки командной роли сотрудника: его сильных профессиональных и личностных качеств. Важно до приема новых сотрудников в салон красоты иметь ясную картину командного окружения уже имеющихся сотрудников.

В каждом из семи разделов распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как вы полагаете, они лучше всего подходят вашему собственному поведению. Эти десять пунктов могут быть распределены поровну или, возможно, все приданы одному-единственному ответу. Убедитесь, что вопросы в каждой серии сводятся к 10 и итог для всех семи серий равен 70.

Тест Белбина: командные роли

1. Какой вклад я надеюсь внести в работу группы:

a) Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выгоды.

b) Я могу успешно работать с самыми разными людьми.

c) Генерация идей - мое врожденное достоинство.

d) Моим достоинством является умение находить людей, способных принести пользу команде.

e) Моя способность доводить все до конца во многом обеспечила мою персональную эффективность.

f) Я готов перенести временную непопулярность, если вижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.

g) Я быстро выясняю, что сработает в ситуациях, хорошо мне знакомых.

h) Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативных курсов действий.

2. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе, следующие:

a) Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за ее соблюдением.

b) Я склонен быть слишком великодушным к людям, имеющим правильную точку зрения, но не высказывающим ее открыто.

c) Я склонен слишком много говорить, когда в группе обслуживаются новые идеи.

d) Вследствие моей осмотрительности я не склонен быстро и с энтузиазмом присоединяться к мнению коллег.

e) Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым, когда чувствую необходимость достичь чего-то.

f) Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы, царящей в группе.

g) Я слишком захвачен идеями, которые мне приходят в голову, и потому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.

h) Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталям и чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.

3. Участие в совместном проекте:

a) Я умею влиять на людей, не оказывая на них давления.

b) Врожденная осмотрительность предохраняет меня от ошибок, возникающих из-за невнимательности.

c) Я готов оказать давление, чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась из виду основная цель обсуждения.

d) Можно рассчитывать на поступление от меня оригинальных предложений.

e) Я всегда готов поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам.

f) Я энергично ищу среди новых идей и разработок свежайшие.

g) Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастные суждения признается всеми, кто меня знает.

h) На меня можно возложить обязанность следить за тем, чтобы наиболее существенная работа была организована должным образом.

4. Особенности моего стиля работы в команде следующие:

a) Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.

b) Я неохотно возражаю своим коллегам и не люблю сам быть в меньшинстве.

c) Я обычно нахожу вескую аргументацию против плохих предложений.

d) Я полагаю, что обладаю талантом быстро организовать исполнение одобренных планов.

e) Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.

f) Я стремлюсь добиться совершенства при исполнении любой роли в командной работе.

g) Я умею устанавливать контакты с внешним окружением команды.

h) Я способен воспринимать любые высказываемые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинства после принятия решения.

5. Я получаю удовлетворение от работы, потому, что:

a) Мне доставляет удовольствие анализ ситуаций и взвешивание всех шансов.

b) Мне нравится находить практические решения проблем.

c) Мне нравиться сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношение.

d) Я способен оказывать сильное влияние на принятие решений.

e) Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новое для меня.

f) Я способен добиться согласия людей на реализацию необходимого курса действий.

g) Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче все мое внимание.

h) Мне нравиться находить задачи, требующие напряжения воображения.

6. Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то:

a) Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдумать пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.

b) Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивный подход, каковы бы ни были связанные с этим трудности.

c) Я бы попытался найти способ разбиения задачи на части в соответствии с тем, что лучше всего умеют делать отдельные члены команды.

d) Присущая мне обязательность помогла бы нам не отстать от графика.

e) Я надеюсь, мне бы удалось сохранить хладнокровие и способность логически мыслить.

f) Я бы упорно добивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.

g) Я был бы готов действовать силой положительного примера при появлении признаков отсутствия прогресса в командной работе.

h) Я бы организовал дискуссию, чтобы стимулировать выдвижение новых идей и придать начальный импульс командной работе.

7. Мои недостатки, проявляемые в командной работе, следующие:

a) Я склонен проявлять нетерпимость по отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в делах группы.

b) Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализм и неспособность к интуитивным решениям.

c) Мое стремление обеспечить условия, чтобы работы выполнялась правильно, может приводить к снижению темпов.

d) Я слишком быстро утрачиваю энтузиазм и стараюсь почерпнуть его у наиболее активных членов группы.

e) Я тяжел на подъем, если не имею ясных целей.

f) Мне иногда бывает очень трудно разобраться во встретившихся мне сложностях.

g) Я стесняюсь обратиться за помощью к другим, когда не могу что-либо сделать сам.

h) Я испытываю затруднения при обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь с серьезными возражениями.

Типы ролей в команде (по Белбину)

Желательно, чтобы командные роли новых сотрудников не дублировали командные роли уже имеющихся сотрудников. Интерпретация ролей указана в самом тесте.

Необходимо также анализировать сопоставление командных ролей. Например, данные соискателя, у которого высокий бал по командным ролям Мыслитель и Разведчик, однако низкий балл по командной роли Коллективист могут свидетельствовать о том, что соискатель, умея находить какие-либо новые и неординарные идеи (например, ходы в переговорах с клиентами), не готов буде активно делиться ими с другими сотрудниками. А у сотрудник с высоким уровнем Оценщика и Коллективиста будет постоянно критиковать окружающих и еще больше себя, при этом постоянно испытывая дискомфорт от того, что коллеги его не понимают.

Для отдельных видов профессиональной деятельности более востребованы также разные командные роли. Например, для администраторов, занимающихся четкой и кропотливой работой важная роль Доводчика. Для маркетолога важной ролью является Мыслитель и Разведчик, т.к. профессиональная деятельность требуется высокой креативности. Для менеджера по продажам высокий уровень Оценщика может быть причиной повышенного дискомфорта в работе, которая уже сама по себе предполагает частые отказы или негативные реакции клиентов на срыв заказов, сороков и т.п. Поэтому менеджер по продажам, критично относящийся к себе и окружающим, может быть склонен к излишним депрессиям.

Исполнитель (И) - это член команды, выражающий ее сущность, потому что цели Исполнителя идентичны целям команды. Часто Исполнитель является именно тем руководителем, выполняющим задания, которые другие не всегда хотят выполнять. Исполнитель систематически составляет планы и эффективно претворяет их в производство. Стиль Исполнителя в команде – организация работ. Он может иметь недостаток гибкости и не любит непроверенные идеи.

Председатель (или Координатор) (П) - этот тип руководителя организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Председатель имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и работает с максимальным использованием потенциала каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Главная личная черта характера Председателя – это сильное доминирование и преданность групповым целям. Председатель является спокойным, несуетливым, самодисциплинированным, поощряющим и поддерживающим типом руководителя команды. Стиль руководства командой Председателя – радушно принимать вклады, вносимые в деятельность команды, и оценивать их в соответствии с целями команды. Он может не обладать особенно высоким интеллектом и творческими способностями.

Формирователь (Приводящий в действие) (Ф) - это другой, более умело управляющий, честолюбивый , оппортунистический, предпринимательский тип руководителя команды. Он формирует усилия команды через установление целей и приоритетов. Формирователь присоединяется к точке зрения, что победителей не судят, и, в истинно Маккиавеллиевском стиле, прибегнет к незаконной или безнравственной тактике, если необходимо. Исследования Белбина показали, что это самая предпочтительная роль в команде. Стиль руководства Формирователя – оспаривать, мотивировать, достигать. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению.

Мыслитель (Генератор идей) (М) - это интровертный (сосредоточенный на своем внутреннем мире), умный, склонный к нововведениям член команды. Мыслитель представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию. Он интересуется, в основном, более широкими вопросами, которые могут дать результат, при недостаточном внимании к деталям. Стиль Мыслителя – привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен «витать в облаках» и игнорировать детали или протокол.

Разведчик (Исследователь ресурсов) (Р) - это экстравертный (ориентированный на внешний мир), собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик исследует и докладывает об идеях, ресурсах и новых усовершенствованиях, которые имеются вне команды. Он естествен в общественных отношениях и создает полезные внешние контакты для команды. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами. Разведчик обычно знает, кто может помочь решить проблемы. Стиль построения команды Исследователя ресурсов – создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. Разведчики могут терять интерес, стоит только пройти первоначальному увлечению.

Оценщик (О) объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Стиль построения команды Оценщика – объективно анализировать и оценивать идеи и решения команды. Ему может не хватать вдохновения или способности мотивировать других.

Коллективист (К) играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль. Этот чрезвычайно популярный тип нередок среди высших менеджеров. Коллективист благоприятно действует на дух команды, улучшает межличностное общение, сводит к минимуму конфликты в команде. Стиль построения команды Коллективиста – поддерживать отношения внутри команды. Он может быть нерешителен в момент кризиса.

Доводчик (Завершающий работу) (Д) продвигается вперед и настаивает на данном плане, проекте или предложении, когда возбуждение и энтузиазм других членов команды исчерпаны. Доводчик является тем, кто хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды. Он раздражается, если работа команды отстает от графика, и теряет удовлетворение от работы, когда работа не завершена. Стиль построения команды Доводчика – настаивать ради продвижения вперед, выдерживать сроки и завершать задачу, он неохотно выбрасывает что-либо из головы.

Командная роль

Обозначение

Типичные черты

Положительные
качества

Допустимые
недостатки

Исполнитель

И

Консервативен, обязателен, предсказуем

Организаторские способности, практический здравый смысл, трудолюбие, самодисциплина

Недостаток гибкости, невосприимчивость к новым идеям

Координатор

К

Спокоен, уверен в себе, контролирует себя

Способность понять и использовать любые здравые предложения без предубеждений; целеустремленность

Не выше чем средний уровень интеллекта и творческих способностей

Формирователь

(Приводящий в действие)

Ф

Взвинчен, состязателен, динамичен

Энергия и готовность бросить вызов инерции, неэффективности, благодушию и самообману

Легко провоцируем, раздражителен, беспокоен

Мыслитель

М

Серьезно и неортодоксально мыслящий индивидуалист

Одаренность, воображение, интеллект, знания

Витает в облаках, склонен не обращать внимания на практические детали и формальности

Разведчик (Исследователь ресурсов)

Р

Экстравертный, веселый, коммуникабельный энтузиаст

Способность контактировать с людьми и узнавать новое; способность отвечать на вызовы

Склонен терять интерес сразу после того, как проходит начальная увлеченность

Оценивающий

О

Здравомыслящий, спокойный, осторожный

Рассудительность, вдумчивость, честность

Не имеет склонности или способности мотивировать других

Коллективист

К

Склонный к общению, мягкий, восприимчивый

Способность приспосабливаться к людям и ситуациям; способность укреплять командный дух

Нерешительность в кризисных ситуациях

Доводчик (Завершающий работу)

Д

Старательный, организованный, добросовестный, осмотрительный

Способность контролировать исполнение и доводить дело до конца; стремление к совершенству

Склонность уделять чрезмерное внимание мелочам, нежелание ограничиться удовлетворительным вместо лучшего

Люди, которых полезно иметь в команде, по своим необходимым для командной работы характеристикам взаимно дополняют, но не дублируют друг друга. Успех командной работы зависит от сбалансированности состава команды. Необходимы не индивидуумы со сбалансированными характеристиками, а командные игроки с достоинствами, компенсирующими недостатки коллег. Таким образом, слабости отдельных людей не будут мешать проявлению их сильных сторон.

Убедитесь, что вопросы в каждой серии сводятся к 10 и итог для всех семи серий равен 70.

Заполните следующую таблицу и подведите итоги, чтобы представить ваш профиль.

Например, если ваш счет в Разделе 1 был: a = 1, b = 4, c = 2, d = 0, e = 1, f = 2, g = 0, h = 0.

Тогда, используя дешифрирующую таблицу, ваш первый ряд будет выглядеть так:

Раздел

И

П

Ф

М

Р

О

К

Д

1

g 0

d 0

f 2

c 2

a 1

h 0

b 4

e 1

Начальные буквы сверху соответствуют типам роли в команде, которые списаны ниже.

Подсчитайте ваши очки

Раздел

И

П

Ф

М

Р

О

К

Д

1

g

d

f

c

a

h

b

e

2

a

b

e

g

c

d

f

h

3

h

a

c

d

f

g

e

b

4

d

h

b

e

g

c

a

f

5

b

f

d

h

e

a

c

g

6

f

c

g

a

h

e

b

d

7

e

g

a

f

d

b

h

c

Итоги

Низкая

0 – 33%

Средняя

33 – 66%

Высокая

66 – 85%

Очень высокая

85 – 100%

Средний балл

И

П

Ф

М

Р

О

К

Д

0-6

0-6

0-8

0-4

0-6

0-5

0-8

0-3

7-11

7-10

9-13

5-8

7-9

6-9

9-12

4-6

12-16

11-13

14-17

9-12

10-11

10-12

13-16

7-9

17-23

14-18

18-36

13-29

12-21

13-19

17-25

10-17

10.0

8.8

11.6

7.3

7.8

8.2

10.9

5.5

Определите кто в вашей команде какую играет роль

Очень часто бывает так, что руководитель не может добиться результата от хороших специалистов, мастеров своего дела.  Каждый тянет одеяло на себя, а руководитель никак не может понять, почему это происходит и что  необходимо предпринять.

В любом коллективе  у каждого сотрудника  своя роль. Хорошо, если его должностные обязанности позволяют эту роль реализовывать. Если же мы вменяем человеку выполнение задач, несвойственных его роли, то мы не получаем результата.

Разберём пример. Руководитель сети салонов планирует поставить на должность руководителя нового салона красоты одного из ведущих специалистов.  Проведен тест Белбина для определения типичного поведения в команде данного специалиста.    

Результаты теста Белбина 

Низкая

0 – 33%

Средняя

33 – 66%

Высокая

66 – 85%

Очень высокая

85 – 100%

Средний балл

И

П

Ф

М

Р

О

К

Д

0-6

0-6

0-8

0-4

0-6

0-5

0-8

0-3

7-11

7-10

9-13

5-8

7-9

6-9

9-12

4-6

12-16

11-13

14-17

9-12

10-11

10-12

13-16

7-9

17-23

14-18

18-36

13-29

12-21

13-19

17-25

10-17

8

8

7

12

7

10

12

6

Выводы

Наиболее высокий балл по командной  роли Мыслитель , Наименьший – Формирователь. Это значит, что данный специалист хороший генератор идей, сможет придумывать новые услуги, способы привлечения клиентов, но склонен витать в облаках и не обращает внимание на детали. Кроме того, ему будет сложно побудить других сотрудников к действию.

Данного специалиста можно ставить руководителем нового салона, но при условии, что у него будет помощник, у которого будет преобладать баллы по командной роли Доводчик. В противном случае многие важные с точки зрения бизнеса, но требующие кропотливой работы задачи останутся не реализованы. 



Ваша персональная подборка

    Живое общение с редакцией

    Рассылка

    © 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    
    • Мы в соцсетях