Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Как посчитать рентабельность салона красоты и вычислить коэффициент прибыльности

14998
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Далеко не все руководители салонов красоты знают свою прибыль. А те, кто думают, что знают, зачастую считают ее неправильно. А ведь это результат всех трудов и та конечная цель, к который все мы стремимся для того, чтобы развиваться. Конечно, мы часто слышим про генерацию прибыли. Но как ее генерировать, если мы не знаем точно, как рассчитывать рентабельность салона красоты и как правильно посчитать прибыль.

Сегодня я расскажу, как посчитать рентабельность салона красоты, и дам вам рекомендации, которые помогут значительно ее увеличить.

Как посчитать рентабельность салона красоты

Первое что влияет на прибыль салона красоты, – это общий доход. То есть та сумма денег, которая, в конечном итоге, за определенный промежуток времени поступила вам в кассу или на расчетный счет.

В общий доход мы включаем все, что получаем в денежном эквиваленте: выручка от оказанных услуг, доход от аренды (рабочих мест, если вы сдаете кабинеты или кресла в аренду), общий доход от продажи средств домашнего ухода, сумма денег, которая поступила от продажи подарочных сертификатов, если они у вас есть и т.д.

  • Отслеживать все денежные поступления, а также расходы позволит удобная программа для управления салоном красоты

Доход я советую считать ежедневно, еженедельно и ежемесячно. В нашем центре есть специальный вечерний отчет, который демонстрирует самые важные показатели – не только общий доход, но количество клиентов, сумма наличными, сумма безналичных платежей, сумма депозитов или абонементов (то есть оплата услуг вперед и оплата комплексных программ), также количество клиентов новых, сумма, на которую продали подарочных сертификатов, средний чек и общий доход.

Еженедельно эти же показатели мы отслеживаем в виде графиков и диаграмм, то есть сравниваем показатели от недели к неделе. И если показатели на одной неделе снижаются, делаем все, чтобы исправить положение. Если, наоборот, показатели увеличиваются, думаем, что мы делали эффективно, что могло привести к росту, и повторяем это. То же самое мы делаем ежемесячно и обсуждаем на общем собрании.

Далее важный показатель, который также влияет на прибыль, – это расходы. Расходы бывают переменные и постоянные. Постоянные расходы – это: аренда, зарплата руководящего состава, оплата за телефон, интернет, программное обеспечение и пр. Переменные расходы – это те расходы, которые напрямую зависят от дохода. Например, зарплата специалистов (чем больше выработка, естественно, больше доход и зарплата специалистов), затраты на материалы (чем больше услуг, тем больше расходы на закупку материалов), налоги.

Расходы я рекомендую отслеживать в процентном отношении по основным статьям (например, аренда – 15%, налоги – 25% и т.д.), и не позволять выходить за пределы определенных значений, иначе прибыли будет не видать.

Если вы все считаете заранее и можете прогнозировать, каким будет бюджет на следующий месяц, вы должны четко спланировать все затраты. Например, сумма на закупки может варьироваться от 15 до 30%. Предположим, вы хотите держаться в пределах 15%, и если какой-то позиции не хватает, не стоит поддаваться на крики специалистов и заказывать какой-то компонент, если его нет, а для начала попробовать найти ему замену из того, что имеется на складе. И использовать этот препарат. Однако если замена не найдется, только в таком случае стоит препарат заказать. Для того чтобы находиться в рамках бюджета 15-20% на расходные материалы, вам необходимо очень тщательно и заранее планировать. Конечно, бывают форс-мажоры, срочные закупки или траты, но они должны составлять не более 5% от вашего планируемого бюджета.

Четко планируя все статьи расходов, вы можете прогнозировать вашу прибыль. А теперь главный совет! Включите вашу прогнозируемую прибыль в статьи расходов. Если вы ее не запланируете, вы ее никогда не получите.

Ведь чем ваша прибыль отличается от статьи аренды или ФОТ, вы ведь тоже хотите ее получать.

Таким образом, вы можете считать прибыль, лишь из доходов вычитая все расходы.

Доход – расходы = прибыль

Однако рассчитывать прибыль салона красоты и не рассчитывать рентабельность услуг – очень большая ошибка. Многие руководители не анализируют рентабельность той или иной услуги, запуская акции и спецпредложения, или даже просто составляя прайс. Однако вы никогда не увидите прибыль, скажем, в косметологии, если вы не рассчитываете рентабельность услуг и то, насколько прибыльна та или иная процедура в салоне красоты.

Например, при составлении прайса руководители просто определяют процедуру, умножая стоимость расходных материалов на 2 или 3, при этом не рассчитывают, рентабельно ли это. А это то, что является основой для вычисления прибыльности салона красоты.

Одним из составляющих себестоимости и рентабельности услуги является загрузка салона.

На самом деле, от того, сколько у нас клиентов, зависит конечная себестоимость услуги. Например, при загрузке в 70% денежных поступлений больше, чем при загрузке в 30%, а затраты на аренду, за электричество и уборщицу, за работу администраторов и за налоги фиксированы. Значит, и прибыль будет больше! По моему опыту, далеко не все руководители высчитывают загрузку собственного салона. Точнее, делают это единицы! А ведь это наиважнейший показатель, который самым прямым образом влияет на прибыль!

Как рассчитать коэффициент прибыльности для салона красоты

Так как же считать общую загрузку салона и что считается нормой? Рассмотрим пример.

Загрузка считается по определенной формуле

Показатели:

  • фактически использованное время (ФИВ);
  • количество часов по норме (КЧН);

Коэффициент использования (%) = ФИВ/КЧН*100

В цифрах это выглядит так:

  • салон работает с 9.00 до 21.00, следовательно, 12 часов * 31 день, получим 372 час/норма;
  • считаем, сколько процедуры заняли по времени;
  • пример: LPG (аппаратная процедура за месяц) за месяц 245 часов;
  • а дальше используем формулу: 245/372*100 = 65,8%.

Чтобы посчитать общую загрузку, нужно считать загрузку по каждому рабочему месту или кабинету, а дальше высчитать средний показатель.

Пример

Кабинет LPG

Кабинет маникюра

Парикмахерский зал

2014

2015

2014

2015

2014

2015

январь

69,2

81,1

69,8

83,1

80,7

84,1

февраль

74,0

82,0

74,1

82,2

80,1

84,0

март

79,3

83,2

79,3

84,2

78,1

84,9

апрель

80,1

82,1

80,1

84,1

80,1

85,1

май

78,1

78,1

78,1

июнь

76,1

76,2

79,1

июль

75,2

75,7

79,2

август

73,2

73,3

76,2

сентябрь

77,0

77,2

81,0

октябрь

78,1

78,1

82,1

ноябрь

80,2

80,3

80,2

декабрь

81,0

81,1

81,0

Таким образом, средняя загрузка данного салона с 3 кабинетами составила в апреле 2015 года 82,1 (кабинет LPG) + 84,1 (кабинет маникюра) + 85,1 (парикмахерский зал) / 3 = 83,7

Этот показатель нам поможет в расчете себестоимости услуг.

Возьмем для расчета 2 услуги: стрижка длинных волос (модельная) и маникюр с покрытием гель-лаком. Для того чтобы рассчитать себестоимость услуги, для начала нам нужно посчитать все постоянные расходы. Что входит в постоянные расходы?

  • аренда;
  • интернет и телефония;
  • вывоз отходов;
  • программное обеспечение;
  • зарплата администратора (если оклад);
  • зарплата  уборщицы;
  • зарплата руководящего состава;
  • обслуживание банка.

Посчитав сумму постоянных расходов за месяц, мы делим ее на количество дней в месяце. Например, общая сумма постоянных расходов составляет 150 000 рублей в месяц. При количестве дней 30, сумма постоянных расходов в день составляет 5000 руб.

Загрузку будем брать в хорошем усредненном показателе – 65%

Однако есть еще переменные расходы (ФОТ, реклама и налоги), которые зависят от общего дохода. Их мы будем считать в процентном соотношении. Цифры у всех будут разные, но предположим, что зарплата мастера – 40%,  есть также налоги с ФОТ (20,2% с з/п специалиста) + УСН (1%), а на рекламу тратится 6% с дохода. Тогда считаем…

Стоимость стрижки по прайсу 1 500 рублей, из них:

  1. Работа мастера 40% = 600 рублей.
  2. 2% материалы (шампунь, бальзам) = 12 руб.
  3. Налоги 20,2% (ФОТ) = 121 руб.
  4. УСН 1% = 150 руб.
  5. Реклама (6%) = 90 руб.

Сумма постоянных расходов 5 000 руб. на 3 кабинета, то есть сумма постоянных расходов на кабинет составит = 5 000/3 кабинета = 1666

Время стрижки – 1 час, в день можем сделать 12 процедур (при графике в 12 часов). При загрузке в 65% таких процедур сможем сделать 7,8

Значит, сумма постоянных расходов на процедуру получается 1 666/7,8 = 213,5 руб.

Таким образом, себестоимость стрижки у нас выходит: 600 + 12 + 121 + 150 + 90 + 213 = 1186 руб. Значит чистая прибыль с 1 стрижки = 314 рублей. То есть, если в месяц мы делаем 120 стрижек, то прибыль будет = 37 680 руб.

Стоимость маникюра с покрытием гель-лак 1 900 руб, из них:

  1. Работа мастера 40% = 680 рублей.
  2. Материалы – 15% = 255 руб.
  3. Налоги с ФОТ 20,2% = 137 руб.
  4. УСН = 170 руб.
  5. Реклама = 102 руб.

Сумма постоянных расходов 5 000 руб. на 3 кабинета, то есть сумма постоянных расходов на кабинет составит = 5 000/3 кабинета = 1 666

Время маникюра с покрытием гель-лак – 1,5 часа, в день можем сделать 9 процедур (при графике в 12 часов). При загрузке в 65%, таких процедур сможем сделать 5,85

Значит, сумма постоянных расходов на процедуру получается 1666/5,85 = 285 руб.

Таким образом, себестоимость маникюра у нас получилась: 680 + 255 + 137 + 170 + 102 + 285 = 1 629 руб. Значит, чистая прибыль с 1 маникюра = 271 руб. Таким образом, если в месяц мы делаем 200 процедур маникюра, то прибыль будет = 54 200 руб.

Если не понимать, как важен расчет рентабельности услуг, сложно разобраться, как ее можно увеличивать. Некоторые руководители даже не подсчитывают себестоимость услуг и уходят, таким образом, в минус! О какой прибыли, в таком случае, может идти речь? В конце, подводя итог, можно смело говорить о том, что планирование расходов, правильный расчет себестоимости, рентабельности и прибыли напрямую влияет на стабильное увеличение прибыли салона красоты. Считайте собственную прибыль и добивайтесь ее регулярного увеличения, тогда и только тогда вас будет ждать успех!

Лариса Бердникова,
доктор, бизнес-тренер в медицинском и салонном бизнесе, владелец и управляющий центра эстетической медицины «АртМедиСпа» (Санкт-Петербург)



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях