Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Точка безубыточности салона красоты: делаем расчет

5809
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Точка безубыточности (или порог рентабельности) – объем продаж, позволяющий салону красоты покрыть все расходы, не получая прибыли. Этот показатель позволяет оценить корректность и эффективность программы наращивания оборотов предприятия и его устойчивость. Устойчивость фиксирует запас финансовой прочности – степень превышения объемами продаж порога рентабельности.

При расчете точки безубыточности для салона красоты часто в затраты не включаются налоговые отчисления и выплаты во внебюджетные фонды. Однако учитывать их необходимо, дифференцируя по экономической сущности на переменные и постоянные. С таковым могут относиться:

  1. Налог на имущество. Это постоянные расходы, их нужно платить согласно балансовой стоимости основных средств. С объемом производства не связан.
  2. НДС. Заносится и в состав переменных, и в состав постоянных расходов. Так, начисленный НДС – единица переменная, он связан с выручкой, а НДС к возмещению зависит от того, в отношении каких расходов он возмещается. Расходы постоянные необходимо сократить на объем соответствующего им НДС, тогда как переменные нужно повысить (в случае убытков – сократить) на разность НДС начисленного и НДС к возмещению по переменным тратам. Заметим, что НДС к возмещению по инвестиционным затратам не нужно принимать во внимание.
  3. Отчисления с заработной платы. Бывают и постоянными, и переменными – все определяется условиями оплаты труда. Для постоянных сотрудников – постоянные отчисления, для сотрудников на фрилансе, взаимодействие с которыми предполагает сдельную схему оплаты труда, – переменные.
  4. Налог на прибыль. Если при расчете точки безубыточности учитывать этот параметр, то при прохождении точки безубыточности линия совокупных издержек усилит наклон на величину налога на прибыль салона красоты.

Не определяются показатели операционного рычага, отображающего уровень чувствительности прибыли салона красоты к изменению объемов продаж. Этот параметр высчитывается как отношение изменения прибыли к изменению выручки, это показатель коэффициента наклона прямой зависимости  прибыли от выручки. Для разных салонов при схожем изменении выручки изменение прибыли зачастую разнится. Показатель будет расти при росте разницы между стоимостью реализации и нормой переменных издержек и снижении доли постоянных издержек. Скажем, операционный рычаг показывает 0,6, или 60%, соответственно, когда объем продажи продукции изменится на 1 рубль, прибыль вырастет на 60 копеек. Если сказать по-другому, когда объем реализации изменится на 1%, прибыль возрастет на 0,6%.

Не изучается эффект масштаба продаж. Данный параметр отражается в уменьшении себестоимости продукции при увеличении объемов продаж или производства. При росте объемов продаваемой продукции ее себестоимость сокращается – в направлении и постоянных, и переменных затрат. В отношении постоянных затрат это возникает, поскольку уровень расходов регулярен, и их вклад в себестоимость товаров сокращается обратно пропорционально объемам продаж. Что касается расходов переменных, то такой вариант возможен, скажем, из-за скидки дистрибьюторов вследствие более крупных поставок. Однако в практической работе предприятия возникает и положительный, и отрицательный эффект масштаба продаж из-за того, что при переходе некоторого значения объемов продаж норма переменных расходов и уровень постоянных издержек зачастую завязаны на ряде обстоятельств: рыночных, организационных, технических.

Рассмотрим примеров для расчета точки безубыточности

Ситуация 1.

Увеличение спроса на один продукт, а не на весь линейку. Скажем, в линейке «солнечных» средств увеличивается популярность только лосьона для загара, а средства после загара покупатели берут мало. Вместе с тем норма прибыли для салона красоты на данный продукт иногда превышает или уступает средней норме прибыли салона красоты, имевшейся ранее. Не забудем, что переменные расходы на организацию продажи всех типов продукции одинаковы. Для удобства станем считать товары идентичными, так что вместо нормы прибыли будем применять понятие цены. Что мы получаем.

Возможность 1. Наиболее востребованная единица товара имеет большую цену, чем начальная средняя цена реализации, с увеличением объема закупа средняя цена увеличивается. Данная ситуация благоприятно воздействует на бизнес, повышая доход с большим операционным рычагом, чем до принятия решения о расширении продаж соответствующей разновидности продукта. Если мы будем разбирать, какая точка безубыточности для салона красоты присутствовала в предыдущие периоды проекта, то в некоторых случаях допустимо увеличить объемы продажи. Делать это нужно не за счет всей ассортиментной группы, а исключительно одного средства, превратив его в некий «локомотив» и оставляя меньшую долю на прочие продукты, чтобы держать на полках необходимый ассортимент. В такой ситуации существует вероятность смещения точки безубыточности в меньшую сторону – это помогает снизить риски в организации, где точка безубыточности обычно достигает высоких значений.    

Возможность 2. Наиболее востребованная единица товара имеет меньшую цену, чем начальная средняя цена реализации, с увеличением объема закупа средняя цена снижается. Подобное для бизнеса весьма опасно, поэтому нужно изучать необходимость дальнейшего увеличения объема продаж. Когда средняя цена сохраняется в положении выше нормы переменных издержек, рост объемов продаж разумен, поскольку он увеличивает доход, пусть и не так быстро, как при увеличении объемов продаж сразу по всем типам товаров. Однако когда при увеличении объемов продаж средняя цена реализации снижается ниже отметки нормы переменных расходов, не рекомендуется наращивать объемы, поскольку это в итоге грозит снижением прибыльности организации.

Ситуация 2.

Дискретное увеличение постоянных затрат при росте ассортиментного ряда. Скажем, при увеличении спроса на линейку средств, если увеличивать объем закупок, понадобится расширять складскую площадь и, возможно, вводить новых штатных сотрудников. В данном случае результат возможен и негативный, и позитивный. Так, если салон выйдет на плановые показатели продаж, увеличится и доход, который превысит суммы прибыли, существовавшей до принятия решения о расширении объемов продаваемой продукции. Вместе с тем, увеличение объемов становится причиной роста издержек, и прибыль на выходе имеет меньшее значение, чем в случае отказа от расширения объемов продаж.

Ситуация 3.

Варьирование норм переменных расходов. Обычно причиной этого можно считать то, что при некотором объеме продаж нужны большие траты (скажем, на транспорт или обучение персонала работе с новыми продуктами), но при этом у дистрибьюторов вводятся новые скидки и бонусы.  

Какая точка безубыточности для салона красоты

Чтобы узнать, какая точка безубыточности для салона красоты, введем также ряд допущений:

Допущение 1. В первые несколько месяцев либо первые год-полтора точка безубыточности не будет одинакова из-за становления бизнеса, наращивания объемов продаж, формирования этапов закупок и возможного увеличения количества персонала. Данные изменения не будут оказывать существенного влияния и возникают в первые год-полтора при сроке расчета проекта 7 лет. Следовательно, проводить расчет лучше по валовым показателям за весь период проекта, а не считать ряд значений точки безубыточности.

Допущение 2. НДС занесен в ряд переменных затрат, при этом постоянные расходы (оплата труда) не влияют на расчет НДС. Соответственно, чтобы облегчить расчет НДС к возмещению не разбивался по переменным и постоянным затратам, в расчет бралась только конечная сумма налога к выплате/возмещению в бюджет в составе переменой части издержек.

Сначала нужно определить прибыль салона красоты.

Пр = Выручка – ПостЗ – ПерЗ = Цена × Об – НПерЗ × Об – ПостЗ, где:

  • Пр – прибыль салона красоты;
  • Выручка – выручка от реализации товаров/услуг;
  • ПостЗ – постоянные издержки салона (те, что не зависят от объема продаж в некотором диапазоне изменений процесса продаж);
  • ПерЗ – переменные затраты компании;
  • Цена – средняя цена реализации;
  • Об – объем реализованной продукции в натуральном выражении;
  • НПерЗ – норма переменных затрат, то есть объем переменных затрат в расчете на единицу продукции.

Чтобы узнать минимальный уровень объема продаж продукции, сбывая которую, салон может окупить свои затраты, при этом не испытывать необходимости в дополнительном финансировании, нужно вычислить значение точки безубыточности для салона красоты, при котором доход компании  равняется нулю, то есть: 0 = Цена × Об – НПерЗ × Об – ПЗ

Далее значение точки безубыточности в натуральном выражении: Об = ПЗ : (Цена – НПерЗ)

В результате, чтобы определить значение точки безубыточности в денежном выражении, нужно объем продаж умножить на среднюю цену реализации.

Выражаем благодарность экономисту Сергею Кормакову за помощь в подготовке материала



Живое общение с редакцией

Опрос

Какие юридические вопросы, связанные с проверками, для вас актуальны?

  • Какие инстанции проверяют салон красоты 35.71%
  • Проверки налоговой – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки Роспотребнадзора – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 21.43%
  • Проверки трудовой инспекции – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки прокуратуры – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 0%
  • Проверки Общества защиты прав потребителей – полномочия, что проверяют, права руководителя, правовая база 7.14%
  • Права и обязанности предпринимателя при проверках 14.29%
  • Как оспорить результат проверки 7.14%
  • Отличия плановой и внеплановой проверок 0%
  • Другое 0%
Другие опросы

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль