Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Договор коммерческой концессии: франчайзинг салонного бизнеса

873
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Бенмерабет Аким
управляющий партнер Юридической фирмы «BDP Law Firm», Москва
Работа по франшизе требует заключения обязательного договора коммерческой концессии. Что это такое, в чем особенности и как работать с этим документом, нам рассказал Аким Бенмерабет, партнер юридической фирмы «BDP Law Firm» (Москва).

Особенности договора коммерческой концессии

Давайте сначала разберемся в особенностях договора коммерческой концессии. В соответствии с ним одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Среди них право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Также особенности договора коммерческой концессии предусматривают использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Здесь речь идет о продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлении иной торговой деятельности, выполнении работ, оказании услуг.

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Открывая салон красоты, чтобы справляться с ведением бизнеса было еще проще, воспользуйтесь системой по управлению бьюти-предприятием, например, «Арникой».

К договору коммерческой концессии применяются правила раздела VII (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность, и такой договор считается ничтожным (не соответствует  требованиям закона).

Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.

Содержание договора коммерческой концессии

Теперь давайте разберемся в содержании договора коммерческой концессии. Он является возмездным, а вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Предоставление права использования по договору концессии подлежит государственной регистрации, передача незарегистрированного права (прав) считается несостоявшимся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ).

В договоре коммерческой концессии может быть предусмотрена передача уже переданных прав от пользователя к другим лицам на условиях субконцессии. В таком случае, если иное не предусмотрено договором, пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями субпользователей (в случае наличия договоров субконцессии), если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии. Срок таких договоров субконцессии не может превышать срок основного договора, а если основной договор будет досрочно прекращен или расторгнут, то права пользователя по нему перейдут к вторичным пользователям соответствующих субконцессий.

Что еще нужно учитывать в содержании договора коммерческой концессии? При его заключении необходимо  учитывать, что существенными условиями такого договора являются:

  • предмет договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ);
  • объем передаваемых по нему прав (п. 2 ст. 1027 ГК РФ);
  • условие о размере вознаграждения за использование переданных прав (п. 1 ст. 1027 ГК РФ);
  • форма выплаты вознаграждения по договору (ст. 1030 ГК РФ).

Договор коммерческой концессии: франчайзинг в салонном бизнесе

Каковы обязанности сторон, прописанные в договоре коммерческой концессии в сфере франчайзинга?

Основные обязанности правообладателя

  • передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав, если иное не предусмотрено договором;
  • обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии;
  • оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
  • контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Обязанности пользователя

  • использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
  • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.


Живое общение с редакцией

Опрос

Какие юридические вопросы, связанные с проверками, для вас актуальны?

  • Какие инстанции проверяют салон красоты 35.71%
  • Проверки налоговой – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки Роспотребнадзора – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 21.43%
  • Проверки трудовой инспекции – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки прокуратуры – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 0%
  • Проверки Общества защиты прав потребителей – полномочия, что проверяют, права руководителя, правовая база 7.14%
  • Права и обязанности предпринимателя при проверках 14.29%
  • Как оспорить результат проверки 7.14%
  • Отличия плановой и внеплановой проверок 0%
  • Другое 0%
Другие опросы

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях