Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Что делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты

3903
Вашему салону грозит первая плановая проверка налоговой. Как быть? Что делать? Каким образом готовиться? Разобраться в этом нам помогает Александр Вотинцев, консультант Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH (Екатеринбург).

Что делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты

Для начала, давайте разберемся, чем регламентируются такие налоговые проверки, а это Налоговый кодекс (глава 14). Все внутренние регламенты налоговых органов относительно проверок строго подчинены указанным нормам и, по сути, не содержат ничего нового, а лишь дают в их рамках отдельные разъяснения, конкретизируют и утверждают порядок действий инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля. В этой части нет никаких секретов.

Что касается регламентации налогового планирования для определения целесообразности назначения выездных налоговых проверок в отношении тех или иных налогоплательщиков, то она определяется внутренними приказами ФНС. Эти данные остаются закрытыми для налогоплательщиков, хотя в свое время была официально опубликована небезызвестная и в целом до сих пор актуальная «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС от 30 мая 2007г. № ММ-3-06/333@, предусматривающая отдельные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Плановая и внеплановая проверки налоговой

Отличия таких проверок только в том, что для проведения внеплановой проверки Инспекции не требовалось ее предварительное утверждение в вышестоящей инстанции, в остальном по своему содержанию она ничем не отличается от плановых проверок и регламентируется теми же нормами налогового законодательства. Такое разграничение было принято в свое время внутри налоговых органов условно, лишь с целью установления пределов, в рамках которых инспекции могли принимать самостоятельные решения относительно назначения выездных проверок без согласования с вышестоящими органами. По большому счету, учитывая, что планы выездных налоговых проверок представляют собой закрытую информацию, для налогоплательщика оба типа проверок всегда оставались одинаково неожиданными.

Более того, практика проведения внеплановых проверок изжила себя уже к концу 2006 г., и сейчас все выездные проверки так или иначе являются плановыми. Даже в случаях, когда решение о назначении проверки инспекции нужно принять в экстренном порядке (например, при поступлении заявления о ликвидации организации), то оно в любом случае согласуется с вышестоящим налоговым органом с последующей корректировкой текущего квартального плана.

КСТАТИ!
Что делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты? Стоит для начала грамотно организовать внутреннюю работу предприятия, четко отслеживать приходы и расходы, контролировать деятельность склада. Для этого вам в помощь программа для управления салоном красоты, такая, как «Арника».  

Где владелец салона может ознакомиться с планом проверок

ВАЖНО!
План налоговых проверок является закрытой информацией и нигде не публикуется.

Пожалуй, единственный и самый достоверный признак того, что в отношении владельца салона планируется проведение выездной налоговой проверки, это выставление его поставщикам товаров (работ, услуг) требований в рамках ст. 93.1 НК РФ. При этом период, за который запрашивается информация и документы по взаимоотношениям с налогоплательщиком в этих требованиях, охватывает три последних года, а не касается каких-то конкретных сделок.

Что еще делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты? Не стоит пренебрегать комиссиями по легализации налоговых баз, проводимых инспекциями. Дело в том, что в рамках таких комиссий налоговики ввели интересную практику. Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик «поддался», приглашают еще. Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, это является для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить налоги), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, о проведении выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений (свыше 2 млн рублей).

Оповещение о проведении проверки

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Данное Решение содержит следующую информацию:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика
  • налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке
  • периоды, за которые она проводится
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Решение принимает налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете.

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет. Но отказываться от подписи этого документа нет никакого смысла, так как иначе вам направят его по почте, и на шестой день оно будет считаться полученным. Если решение на проверку вынесено, то ее проведут в любом случае. «Прятаться» от налогового органа смысла нет, тем самым только настроите инспекторов против себя, кроме того, к проверке для сговорчивости налогоплательщика могут быть привлечены сотрудники полиции.

Где проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка (ВНП), уже исходя из своего названия, предполагает, что проводиться она будет на территории налогоплательщика. Хотя на практике инспекторы относительно немного времени проводят у налогоплательщика, как правило, только при необходимости первичного сбора информации и ознакомления с оригиналами документов, для проведения осмотров территории. Значительная часть работы проводится в инспекции уже по заверенным копиям документов, запрашиваемых отдельными требованиями в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Выездная налоговая проверка полностью проводится на территории инспекции, только если налогоплательщик сам письменно попросил об этом в связи с отсутствием возможности предоставить помещения для этих целей и изъявив готовность предоставить все необходимые для проверки документы в инспекцию, а также если уполномоченные представители налогоплательщика избегают контакта с проверяющими инспекторами или их нахождение неизвестно. В последнем случае составляется акт об отказе или уклонении налогоплательщика от получения решения о проверке и требований инспекции о предоставлении документов, определение налоговых обязательств проверяемого производится расчетным путем исходя из имеющейся в налоговом органе информации и полученной из прочих источников, что чревато еще более значительными доначислениями.

Что же делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты? Лучше всего выделите помещение для инспекторов, объясните им правила нахождения на своей территории, при этом не так, что эти правила распространяются исключительно на проверяющих, а касаются в целом всех сотрудников и гостей предприятия. В таком ключе можете даже уведомить, что на территории ведется видеонаблюдение, и это будет воспринято инспекторами нормально.

Также очень важно выделить специального человека, который будет общаться с налоговыми инспекторами и знает, как это делать, предоставлять им оперативно документы и информацию. Это позволит избежать утечки лишней информации, у владельца салона появляется возможность следить за ходом проверки, если у проверяющих возникают вопросы, помогать им находить те ответы, которые вам выгодны.

Нужно понимать, что выходя на проверку, инспекторы уже располагают информацией о налоговых правонарушениях, которые, по их мнению, обеспечат им определенную сумму доначислений (свыше 2 млн руб.), иначе проверку бы не назначили. Это, как правило, данные по ряду «проблемных» поставщиков налогоплательщика, по которым можно отказать в тех же вычетах по НДС. При этом вышестоящие налоговые органы требуют от инспекций не только доначисления запланированных сумм, но и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а учитывая ограниченные сроки проверки и  значительную загрузку инспекторов (на одного в среднем приходится по три проверки в квартал), последние, увидев, что налогоплательщик идет им навстречу, часто просят предоставить им уже готовый анализ и особо его не перепроверяют. То есть наладив контакт с проверяющими, вы можете как минимум добиться того, что представители ФНС ограничатся только теми нарушениями, которые они выявили в ходе предпроверочного анализа.

Список документов, необходимых для предоставления инспекции

Вместе с решением на проверку налогоплательщику вручается требование в рамках ст. 93 НК РФ, содержащее общий и крайне большой список документов, который необходимо предоставить. Но не стоит паниковать, это не значит, что в течении 10 дней владелец салона должен подготовить копии всех документов и передать их проверяющим. Это требование носит скорее декларативный характер и уведомляет налогоплательщика, что он должен быть готов по первому требованию проверяющих предоставить интересующие их документы, причем зачастую будет достаточно предоставить к ознакомлению оригиналы документов в месте проведения проверки без изготовления их копий или изъятия.

Лишняя «макулатура» инспекции не нужна, проверяющие сами по ходу проверки скажут, копии каких документов нужно будет сделать. Для этих целей они выставляют отдельные требования, только уже в рамках ст. 93.1 НК РФ, касательно конкретных сделок. Вот их необходимо исполнять в четком соответствии с требованиями.

Что же делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты? Лучше всего в самом начале проверки оговорить с проверяющими график и очередность, по которому будут предоставляться документы. Если с инспекторами удается наладить хорошие рабочие отношения, то, порой, они даже идут навстречу бухгалтерам, и стараются «не дергать» их лишний раз, например, в период сдачи отчетности.

Когда после открытия организации проходит первая плановая проверка

То, что налоговые проверки проводятся регулярно каждые три года, – это старый миф. Инспекции за год охватывают выездными проверками в среднем не более 1% стоящих у них на учете налогоплательщиков. Если взять город Екатеринбург, то в план проверок попадают в основном организации с доходом свыше 300 млн руб., в отношении которых в ходе предпроверочного анализа были установлены достаточные признаки налоговых правонарушений, предполагающих результативную проверку (с доначислениями свыше 2 млн руб.).

С регулярностью в два года обязательно проверяют только налогоплательщиков, включенных в список крупнейших.

С момента открытия организации до первой выездной проверки, как правило, проходит минимум три года, поскольку именно такой период можно охватить проверкой. Но если инспекция выявит налоговые правонарушения на большую сумму по истечении всего 1 года, то она может и не ждать так долго.

Отмечу еще одну тенденцию: если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, чтобы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется озвученный миф, при том, что большинство налогоплательщиков может вообще не столкнуться с выездной проверкой на протяжении многих лет.

Самые частые налоговые нарушения на предприятиях

Основным критерием риска включения в план проверок на данный момент остается большая степень вовлеченности в деятельность организации так называемых «фирм-однодневок». Соответственно, самое распространенное нарушение (в 90% всех выездных проверок) – это неправомерное применение вычетов по НДС по сделкам с «проблемными контрагентами».

Срок проведения выездной налоговой проверки

Что же делать, если грядет первая плановая проверка в салоне красоты? Нужно учитывать, что выездная налоговая проверка по общему правилу не может длиться более 2 календарных месяцев (60 дней). Срок отчитывается со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. В справке указывается общая информация: кто кого проверял, что проверял, дата начала проверки, сроки приостановления, продления, дата окончания.

По решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок внеплановой налоговой проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок внеплановой проверки, открыт (Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), среди них в том числе:

  • проверка налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших
  • поступление в ходе проверки информации о налоговых правонарушениях из внешних источников, например, от правоохранительных органов, требующей дополнительной проверки
  • наличие обособленных подразделений у предприятия
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы
  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов
  • и тому подобное.

Проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) проверяющей инспекцией:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц
  • для проведения экспертизы для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

 

В период приостановления проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Отмечу, что документы, истребованные инспекцией до приостановления проверки, надо представить в срок, указанный в требовании. Проверка может приостанавливаться неоднократно. При этом общий срок приостановления по любым основаниям не может превышать 6 календарных месяцев. Если сложить все сроки, то от начала проверки до ее конца с учетом продлений и приостановлений может пройти максимум 14 календарных месяцев. Порядок проведения выездной проверки изложен в ст. 89, ст 89.1 НК РФ

По завершению проверки, то есть с даты составления соответствующей справки, у инспекции есть два календарных месяца, чтобы составить акт проверки с подробным изложением всех ее результатов (ст. 100 НК РФ). Акт должен быть вручен уполномоченному лицу налогоплательщика под расписку в течении 5 рабочих дней с даты составления. Если налогоплательщик уклонятся от получения акта, то в нем делается соответствующая отметка и документ направляется почтой. На шестой день с даты отправки документ будет считаться врученным.

По истечению месяца, который есть у налогоплательщика для подачи возражений, руководитель инспекции (его заместитель) должен в течение 10 дней рассмотреть материалы проверки и учетом предоставленных возражений и вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика (см. ст. 101 НК РФ). Также в случае необходимости руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один календарный месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. Соответственно, на это период вынесение решения о привлечении (отказе в привлечении) откладывается.

Запреты и ограничения директора салона и проверяющих органов

Налоговый кодекс как таковых запретов для налогоплательщиков не содержит. Он предусматривает определенный круг обязанностей, за невыполнение которых налогоплательщик несет ответственность. Причем эта ответственность выражается не только в наложении установленных штрафов и пени, но, как правило, напрямую связана с пересчетом со стороны инспекции налогов в сторону увеличения. Например, налогоплательщик в ходе проверки обязан предоставить по требованию инспекции документы для подтверждения заявленных им расходов, если он этого не сделает, то инспекция наложит штраф за неисполнение ее требования, а также не учтет эти расходы в уменьшении налоговой базы по прибыли и откажет в соответствующих вычетах по НДС.

Что касается вопроса объема полномочий налоговых органов при проведении налоговых проверок, то они могут проводить только те мероприятия, которые предусмотрены Налоговым кодексом, в строго установленном порядке (ст. 90-98 НК РФ). При этом нужно иметь в виду, что нарушение инспекцией порядка проведения проверки и (или) оформления результатов проверки будут учтены при обжаловании решения инспекции, только если налогоплательщик докажет, что они напрямую ограничили его в правах.

Образец приказа на проверку салона красоты

Образец приказа на проверку салона красоты можно найти в Приказе ФНС от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37445). Там есть форма решения на проверку и форма акта. Мы приводим небольшую выдержку из этого документа.

 

Приложение № 1
к приказу ФНС России от
 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@

 

Форма по КНД 1165050

_____________________

(ответственного участника

консолидированной группы

налогоплательщиков (Ф.И.О.

индивидуального предпринимателя,

физического лица) -

налогоплательщика (плательщика

сбора, налогового агента),

ИНН, КПП, адрес)

 

 

 

Требование №

о представлении пояснений

_________________

(дата)

________________

(наименование налогового органа)

в соответствии со статьей ____________________     Налогового кодекса Российской Федерации

 

(далее - Кодекс) сообщает, что _______________________________________________
                                                          (причины направления настоящего Требования)

В течение     ________________________________   рабочих дней со дня получения настоящего Требования
                                      (количество)

необходимо представить пояснения или в течение  ___________________________    рабочих дней
                                                                                    (количество)

                                                                                                                                                                                                    Требование о представлении пояснений получил

____________________________________________________                                                                                           (дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия)

 

 



Живое общение с редакцией

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях