Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Бухгалтерский аудит салона красоты: что нужно знать о проверке

3387
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Сербина Ольга
практикующий аудитор, руководитель проекта «Бухгалтер-аудитор.рф».
Практически любой житель в нашей стране, причастный к ведению предпринимательской деятельности, не один раз слышал, что существует такое явление, как аудиторская проверка.

Что из себя представляет бухгалтерский аудит салона красоты? 

Это независимая экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и финансовой отчетности с обязательной выдачей экспертного заключения. В своей работе аудиторы руководствуются  стандартами, в которых прописаны и процедуры, и требования к составлению документов, а также Федеральным законом N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и внутренними стандартами аудиторской фирмы. 

Кто такие аудиторы

Как правило, аудиторы – это бухгалтеры с большим опытом работы. Они способны за достаточно короткий срок, который отводится на аудиторскую проверку, вникнуть в суть деятельности абсолютно любого предприятия. Допустим, аудиторы выходят на проверку лесозаготовительного предприятия, им несут кипы документов, бухгалтерских отчетов, регистров учета, они смотрят документы, вникают, хотя до этого продукцию лесозаготовки видели только в виде новогодней елки. Но в распоряжении аудиторов есть такая процедура, которая называется опрос. Они могут задавать по делу практически любые вопросы руководителю, инженерно-техническим работникам, снабженцам, бухгалтерами и т.д. В результате этого опроса становится понятно, что такое древесина на корню, деловая древесина, кто и какие затраты несет и т.д. Отмечу, что бухгалтерский учет ведется на всех предприятиях по правилам, установленным законами, стандартами и другими нормативными документами. Именно благодаря этим документам выручка, себестоимость, прибыль имеют одинаковый экономический смысл и для крупного торгово-развлекательного центра, и для салона красоты.

Основы бухгалтерского аудита салона красоты

Аудит бывает обязательный, основной перечень подлежащих обязательному аудиту предприятий установлен в законе № 307-ФЗ и инициативный. Обязательный распространяется на предприятия с выручкой от 400 млн. рублей и с валютой баланса 60 млн. рублей, а также на акционерные общества, банки, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д. Если говорить об аудите салонов красоты, то надо сказать сразу, что под критерии обязательного аудита их попадание маловероятно, по этой причине в этой статье мы рассмотрим только инициативный аудит.  

Инициативный аудит салона красоты заказывают, как правило, в двух случаях.

Первый случай — это предчувствие налоговой проверки.

Второй случай – недоверие руководителя к бухгалтерии.

Например, получило предприятие прибыль. В представлении руководителя сумма прибыли должна соответствовать сумме денег на счете. А то, что были куплены основные средства, что он взял займ у предприятия, – так это по его мнению расходы, а прибыль где? Вот так и появляется недоверие. Но бывает и обоснованное недоверие, когда из-за некомпетентности и недобросовестности бухгалтерии в учете отражаются не все хозяйственные операции и неправильно формируются показатели. Из-за этого руководитель имеет неверные сведения о задолженности, об остатках материалов и т.д., что иногда приводит к неправильным управленческим решениям.

Иногда руководитель или главный бухгалтер может обратиться к аудиторам, чтобы проверить какой-нибудь отдельный участок учета. Это будет стоить дешевле, чем полный аудит салона красоты. На мой взгляд, если у собственника один-два бьюти-предприятия, то полный аудит ему заказывать не стоит. Обороты у салона красоты, как правило, небольшие, услуги оплачиваются клиентами сразу же, готовой продукции нет, небольшие материальные запасы и вообще склады как таковые отсутствуют. Небольшому салону я бы посоветовала проверить движение денежных средств и расходование материалов, если есть сомнения в добросовестности сотрудника или бухгалтерского учета.

Например, если вы как директор салона обнаружили такую закономерность: когда вы контролируете целый день работу салона лично, то выручка одна, а когда вы отсутствуете, то выручка меньше. В этой ситуации я бы порекомендовала привлечь аудитора для проверки расходов салона: краски, лака, шампуней, кремов, а заодно с учетом объема выручки не помешает сверить расход воды и электроэнергии за удачный и неудачный месяц. Может быть, окажется так, что расходные материалы расходуются и пропорциональны выручке, а вот вода и электроэнергия не одинаковы. Тогда справедливо возникнет вопрос: получается, что стрижки делаются, а выручка не сдается?

Крупным салонам, имеющим много филиалов, сетям косметических клиник, общий аудит салона красоты не помешает. У крупных салонов закупки расходных материалов значительно масштабней, а это означает больше контрагентов, да и остатки материалов имеются. Штат сотрудников больше, значит, имеет смысл проверить начисление зарплаты, заодно и расчеты с Пенсионным фондом, соцстрахом. Бывает, что сетевые салоны часто оказывают услуги не только физическим лицам, но и корпоративным клиентам (например, услуги для ведущих телеканалов, конкурсы красоты, показы мод, работа в торговых центрах на промоакции и др.), тогда возникает новый участок для аудиторской проверки – расчеты с заказчиками.

При наличии филиалов у сети салонов красоты или косметических клиник очень сложно отследить внутрихозяйственные расчеты. Я как-то участвовала в аудиторской проверке регионального предприятия по реализации периодической печати с филиалами в других городах. Счет внутрихозяйственных расчетов – это «авгиевы конюшни» филиальной сети. В ходе проверки мы выяснили много интересного: выручка приходовалась не вся, затраты в себестоимость не попадали, за некоторыми филиалами давно не числилось никаких материальных ценностей, так как их передали в другой филиал, а там они сгорели, акт об этом составили, директору сообщили, а бухгалтеру нет.

Обычно счетом внутрихозяйственных расчетов руководство особо не интересуется, так как все движения по нему происходят в рамках одного сети, то есть все остается внутри одного юридического лица. Но, на своем опыте аудиторских проверок я убедилась, что с этим участком должен работать очень ответственный и требовательный бухгалтер.

Пример. Получил один филиал от другого филиала краску для волос, составили две накладных, должны передать каждый свою в головной офис для централизованного учета. Но один бухгалтер, который передал краску, сдал накладную, а другой нет. Что бухгалтеру, ответственному за внутрихозяйственные операции в головном офисе, делать? А вдруг никакой передачи не было? Добросовестный бухгалтер будет требовать вторую накладную, а недобросовестный отложит ее и забудет. Проведут инвентаризацию, и окажется, что из-за несогласованности действий филиалов у одного из филиалов обнаружится недостача краски, хотя на самом деле недостачи как таковой нет. Добросовестное ведение счета внутрихозяйственных расчетов обеспечивает не только порядок во взаимодействии, но и отражает реальный учет в филиальной сети.

Если у сети салонов или клиник есть счет внутрихозяйственных расчетов, то руководству стоит обратиться к аудиторам за консультацией или даже заказать разработку регламента оформления внутрихозяйственных расчетов. Регламент поможет минимизировать затраты времени на отчеты перед головным предприятием, так как на каждый филиал брать бухгалтера на внутрихозяйственные расчеты дорого, а при наличии регламента с ведением этого счета, скорее всего, справится или сам руководитель или назначенный им сотрудник филиала.

Как сделать аудит салона красоты

Вкратце я изложу для читателей журнала алгоритм аудиторской проверки сети салонов красоты или косметических клиник. Как же сделать аудит салона красоты? Действия грамотного аудитора будут такими:

  1. Аудитор побеседует с руководителем или учредителями, и выяснит, зачем им нужна проверка
  2. Посмотрит отчетные формы и некоторые регистры бухгалтерского учета
  3. Опытный аудитор повторно встретится с заказчиками проверки и выскажет свое видение проверки с учетом своего опыта, выслушает мнение другой стороны. На деле может оказаться, что заказчика беспокоят только отдельные участки учета, на которые аудитору надо обратить пристальное внимание – учет материалов, заработная плата, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.д.
  4. С ведома руководителя аудитор должен встретиться с управленческим персоналом и выяснить технологию оказания услуг. Этот шаг позволит аудитору наметить, что следует проверять на каждой хозяйственной операции: нормы списания расходных материалов, оприходование выручки, начисление заработной платы, прочие расходы и т.д.
  5. Аудитор проверит первичные документы: как оформляется списание материалов, заключены ли договоры о материальной ответственности, как оформляется выручка, документы поставщиков и т.д.
  6. Обязательно проверит налоговые декларации, особенно если аудит заказывают перед налоговой проверкой
  7. На завершающем этапе аудитор формирует на основании полученных им данных аналитические таблицы для заключительного анализа предприятия
  8. Аудитор выдает заключение о проведении аудиторской проверки.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что в договорах на проведение аудита серьезное внимание уделяется конфиденциальности аудиторской проверки. Этому предусматривают стандарты аудиторской деятельности, т.е., говоря обычным языком, аудитору фактически запрещено разглашать какие-либо сведения о предприятии, ставшие известными ему в ходе проверки. За нарушение этого стандарта абсолютно любая аудиторская компания, как минимум, будет исключена из реестра Минфина РФ и навсегда лишится права работать на рынке аудиторских услуг.

Наряду с вопросом, как сделать аудит салона красоты, каждый собственник озабочен грамотным и корректным ведением склада и отслеживанием расходных материалов. Добиться этого можно, если установить удобную программу для управления салоном, например «Арнику»

Как правило, когда вы заказываете инициативный аудит, то о проблемах в бухгалтерском учете открыто рассказывает ваш главный бухгалтер, если он вменяемый и адекватный специалист, и он же получает нужные ему советы по ведению учета. В целом, на предприятии проводить аудиторскую проверку собственникам выгодно, так как это повышает экономическую и налоговую безопасность предприятия, не дает расслабиться бухгалтерии и руководство получает достоверную информацию об «узких» местах бизнеса, что для принятия многих управленческих решений однозначно полезно. 

Ольга Сербина,
практикующий аудитор, руководитель проекта «Бухгалтер-аудитор.рф»



Живое общение с редакцией

Опрос

Какие юридические вопросы, связанные с проверками, для вас актуальны?

  • Какие инстанции проверяют салон красоты 35.71%
  • Проверки налоговой – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки Роспотребнадзора – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 21.43%
  • Проверки трудовой инспекции – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки прокуратуры – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 0%
  • Проверки Общества защиты прав потребителей – полномочия, что проверяют, права руководителя, правовая база 7.14%
  • Права и обязанности предпринимателя при проверках 14.29%
  • Как оспорить результат проверки 7.14%
  • Отличия плановой и внеплановой проверок 0%
  • Другое 0%
Другие опросы

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль