Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Моббинг: как спасти свой коллектив от эмоциональной травли

4287
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Плохая психологическая обстановка в коллективе – фактор, снижающий производительность и тормозящий развитие компании. Мы подготовили инструкция для директора салона красоты, как бороться с моббингом и привести психологическое здоровье коллектива в норму.

Моббинг

Термин моббинг (англ. to mob) дословно можно перевести как «нападать толпой». Явление психологического давления в коллективе впервые так назвал психолог Хайнц Лейман.

Различают вертикальный и горизонтальный моббинг. В первом случае источник внутреннего террора – руководитель (иначе это явление называется боссинг). Он на подсознательном уровне боится, что работник займет его место, поэтому делает все, чтобы тот захотел уйти из компании: унижает, ставит невыполнимые задачи и сроки, повышает голос. Во втором случае психологическое давление оказывает коллектив, другое название этого вида моббинга ­– «дедовщина».

Хотя опытные сотрудники компании проверены временем и ощущают себя своими, новичков  они зачастую расценивают как потенциальных конкурентов. Тогда они создают для новичков все условия, чтобы вторым было некомфортно: сплетничают, высмеивают, критикуют, отказываются помочь, могут высказать негативную оценку работы перед клиентом.

Несложно догадаться, что моббинг на работе имеет негативные последствия для бизнеса: снижается производительность и, вследствие этого, снижается доход компании; растет текучесть кадров, что негативно сказывается на репутации компании.

Жертвы моббинга: как понять, что ваш коллектив нездоров

Высокая текучесть персонала. Чтобы проверить, в рамках нормы ли ваши показатели текучести кадров, сравните их со среднестатистическими для вашей сферы деятельности. Чаще всего текучесть колеблется в рамках  5-10 %. Превышение этой нормы – тревожный сигнал. Необходимо выявить причины превышения нормы, ведь, судя по опросам, наравне с такими причинами как низкий уровень заработной платы и неблагоприятные условия труда причиной увольнения становятся плохие отношения с начальством и коллегами.

Низкая лояльность коллектива. Обнаружить неудовлетворенность коллектива своей работой поможет анонимный опрос. Чтобы идентифицировать моббинг, достаточно будет двух-трех вопросов, которые бы позволили узнать мнение сотрудников о психологической ситуации в компании. Спросите, например, хочет ли сотрудник продолжать работу в компании.

Негативные отзывы увольняющихся. Побеседуйте с теми, кто уходит из компании, ведь им уже нечего терять, и они могут называть вещи своими именами. Сравните информацию разных интервью. То, что повторяется в разных интервью, скорее всего, правда.

Мнение эксперта

Елена Киселева, директор Агентства рекрутинга «Люди Дела»

На мой взгляд, первым индикатором того, что в коллективе присутствует давление на сотрудников, будут негативные настроения персонала, психологическая напряженность, которую сложно не заметить. То есть первоначально руководитель должен обратить внимание на это, а после уже можно выяснить, что стало причиной, проводя и опросы персонала, и анализируя другие перечисленные факторы.

Причины моббинга в коллективе

  1. Испытание новичков (своеобразная инициация).
  2. Зависть.
  3. Боязнь конкуренции.
  4. Желание самоутвердиться.
  5. Нетерпимость (национальная, религиозная и т.д.).
  6. Личная неприязнь.

 Как бороться с моббингом сотрудников

Не обвиняйте сотрудников в моббинге, не имея доказательств. Не устраивайте «разборок» – продумайте план действий по урегулированию проблем и успешному выходу из сложившейся ситуации. С чего начать?

Пообщайтесь лично с зачинщиками конфликта. Постарайтесь организовать доверительный разговор, а не ссору, в ходе которого работники должны понять, что руководство против любого рода моббинга на работе. Не давите на них, но будьте предельно объективны.

Поддержите объект коллективного террора. Не игнорируйте сложившуюся ситуацию. Дайте несколько полезных советов по поводу того, как наладить отношения в коллективе. Призовите его не отчаиваться и не ставить свое решение о работе в зависимость от желания других, проявить мудрость и терпение.

Мнение эксперта

Елена Киселева, директор Агентства рекрутинга «Люди Дела»

В первую очередь, нужно понять, почему сотрудник  ведет себя таким образом, действительно, по хорошему переговорить с ним, вполне возможно, он просто не осознает, что это не приведет ни к чему хорошему, и своих целей он таким образом не добьется. Покажите ему другие способы, которые позволят действительно заслужить авторитет, доверие и уважение новичков.

Как спасти коллектив, прежде чем его сожрет моббинг

Сотрудники должны знать, что они нужны

Психологическая причина моббинга исходит из неуверенности сотрудников в своем завтрашнем дне. Если специалисты вашей компании считают, что их  могут в любой момент уволить, что их работой хронически недовольны, то у сотрудников возникает внутреннее напряжение, они боятся любой конкуренции, не способны воспринимать критику. Помните, что «эмоциональный климат» в коллективе создает именно руководитель.

Разработайте этический кодекс

Вместе с самыми опытными авторитетными сотрудниками разработайте некий внутренний «кодекс чести». Напишите не только свод правил, но и то, чего быть не должно, какие отношения в коллективе неприемлемы, особое внимание уделите моббингу. Создайте видимость, что инициатива кодекса исходит от сотрудников, сделайте его «народным».

Подробно пропишите должностные инструкции

Подробные инструкции помогут избегать путаницы в разделении обязанностей. Никто не сможет эксплуатировать младшего по должности  или нового сотрудника, перепоручая ему свою работу. Также это поможет проблему соперничества за сферы влияния.

Внедрите систему KPI

Травля сотрудника потеряет всякий смысл, если существует гласная система оценивания работы сотрудников. Сложно критиковать человека, который хорошо справляется со своей работой по объективным показателям. Если человек все выполняет, критиковать его значительно сложнее.

Институт наставничества

Институт наставничества должен регулироваться «сверху». Авторитетный наставник поможет новичку адаптироваться в компании, да и незаслуженно критиковать подопечного недоброжелателям будет сложнее. Вознаграждайте наставников материально.

Разработайте «Памятку нового работника», в которой будет содержаться важная информация о компании и перечень тех должностных лиц, к которым работник может обратиться, если у него возникли проблемы.

Мнение эксперта

Елена Киселева, директор Агентства рекрутинга «Люди Дела»

Абсолютно согласна, что  все идет от руководителя, поэтому если руководитель компании изначально создает среду, культуру, в которой «дедовщина» не то что не поддерживается, но и порицается, а при этом культивируется и поощряется  наставничество, справедливая оценка работы по результату, взаимовыручка и все, что было описано выше, то с проблемой моббинга на работе он вряд ли столкнется.



Живое общение с редакцией

Опрос

Проверка какой инстанции была первой для вашего предприятия?

  • Прокуратура 4.76%
  • Роспотребнадзор 38.1%
  • Энергонадзор 0%
  • Трудовая инспекция 19.05%
  • Органы МЧС 4.76%
  • Федеральная миграционная служба 0%
  • Федеральная налоговая служба 42.86%
  • Экологическая инспекция 4.76%
  • Федеральная антимонопольная служба 0%
  • Архитектурный надзор (государственный архитектурно-строительный надзор) 4.76%
  • Общество защиты прав потребителей 4.76%
  • Роскомнадзор 4.76%
  • Другое 4.76%
Другие опросы

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль