Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Косвенная конкуренция: как использовать в свою пользу

1461
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Чаще всего, работая в выбранной сфере деятельности (в нашем случае – в сфере салонного бизнеса), владельцы бизнеса обращают свое внимание на прямых конкурентов. Однако помимо них существует еще и косвенная конкуренция.

Скажем, фитнес-центр стал терять клиентов не потому, что рядом появилось аналогичное предприятие, а из-за открытия доступного туристического агентства, которое предлагает отдых за рубежом, путешествия и активное времяпрепровождение вне занятий на тренажерах. Альтернативный конкурент – такой же источник ваших беспокойств, как и прямой, однако в работе с ним можно извлечь выгоду.

Для вычисления потенциального косвенного конкурента, вам придется определиться с теми альтернативами, которые появляются у потребителя в тот момент, когда он задумывается, стоит ли тратить деньги на ваш продукт или услугу. Скажем, мужчина, планирующий сделать жене подарок, раздумывает над подарочным сертификатом в салон красоты, смартфоном, кольцом с бриллиантом и пр. Когда потребитель сравнивает все варианты (поскольку не способен позволить себе всё), и появляется косвенная конкуренция.

Обычно владельцы бизнеса учитывают лишь опасности, существующие внутри их области работы, тогда как врагов внешних - косвенных конкурентов - зачастую предпочитают не замечать, что может оказаться пагубным для бизнеса.

Откуда появляется косвенная конкуренция

Чтобы найти источник косвенной конкуренции, нужно провести оценку бизнеса с утоем не только товров и услуг, которые предлагает ваше предприятие, но и те потребности, которые они удовлетворяют. Рынок, где сосредоточена ваша работа, определяется не тем товаром, что вы производите, а потребностями и возможностями клиентов.

Косвенную конкуренцию не ограничить одно сферой – по своей сути, она бесконечна. Объем косвенных конкурентов может быть достаточно широк или узок – все зависит от того, насколько широко вы мыслите. Большое количество областей, включающих потенциальных косвенных конкурентов, не обязывает вас конкурировать во всех сегментах. Это даже опасно, поскольку приведет к размытости в позиционировании.

Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - сервис по управлению салоном красоты.

Приведем пример определения косвенных конкурентов фитнес-центра. Позиционировать его необходимо, ориентируясь лишь на ключевые и самые важные параметры – необходимо сформулировать, чем фитнес-центр в первую очередь привлекает посетителей.

Фокус конкуренции

Желание повысить внутреннюю привлекательность

Фокус конкуренции

Активный досуг

Фокус конкуренции

Занятия спортом

Фокус конкуренции

Снятие напряжения (разрядка, экстремальный отдых)

Конкуренты

Салоны красоты, клиники пластической хирургии, магазины модной одежды, ювелирные магазины

Конкуренты

Боулинг-центры, ночные клубы, пейнтбол-клубы

Конкуренты

Спортивные площадки, стадионы, парки

Конкуренты

Туристические агентства, центры экстремальных видов спорта, сауны

ФИТНЕС-ЦЕНТР

Конкуренты

Учебные заведения, курсы иностранных языков

Конкуренты

Косметические и массажные салоны, центры восстановительной и оздоровительной медицины, диетологии

Конкуренты

Сайты знакомств, социальные сети, брачные агентства. 

Конкуренты

Клубы по интересам, школы танцев

Фокус конкуренции

Самореализация, развитие

Фокус конкуренции

Здоровье (в том числе снижение веса)

 Фокус конкуренции

знакомство

Фокус конкуренции

Общение, интересное препровождение

Маркетинговая активность. Любой потребитель может стать вашим потенциальным покупателем. В той области, где работаете вы, ваш покупатель уже определился, какой продукт/услугу он намерен купить – его выбор лишь зависит от различных вариантов (производитель, марка, направление). Рынок смежный вы должны отслеживать в ином ракурсе – здесь ведется борьба за подсознание человека, за те желания, которые, вполне вероятно, у него еще не появились. Ваша задача – создать у клиента соответствующее желание, завладеть его умом и, соответственно, получить прибыль.

Отслеживаем инновации. Одна из причин рождения косвенной конкуренции – появление инноваций, вследствие которых возникают негативные изменения, опасные для вашей сферы. Скажем, современные технологии позволяли в аптечных сетях делать диагностику кожи, вследствие чего происходит отток клиентов из салонов красоты – они обращаются в аптеку за этой услугой, а после покупают соответствующую аптечную косметику. Новые технологии позволяют игрокам смежных сфер воплощать новые возможности и осваивать новые области. Поэтому вам нужно регулярно отслеживать изменения в тенденциях современных технологий и направлений. 

Обращаем внимание на изменения. Учитывайте, что развитие социума и глобальные рыночные направления стимулируют рождение новых запросов клиентов. Внимание нужно сконцентрировать не на продукции, а на понимании нужд потребителя и его потребности, обратить внимание на дополнительные товары и услуги, увеличивающие степень лояльности клиента и дающие какие-либо преимущества. Например, изменения продолжительности работы и графика привели к тому, что повышается лояльность клиентов к предприятиям, открытым круглосуточно или допоздна, в том числе – в выходные дни. Значительный отток происходит за счет интернет-торговли, для которой время, когда покупатель заказывает товар, не важно.

Ищем пробелы в работе конкурента. Увеличение конкурентоспособности продукции можно получить с помощью оптимизации производства, грамотного рыночного позиционирования, оптимизации товарных линий, ценовой политики, рекламной деятельности, каналов распространения продукции. Аналогичные способы действенны в работе и с прямыми, и с косвенными конкурентами. Скажем, обратим внимание на такой момент, как грамотный мерчандайзинг на зоне ресепшн. Значительная часть продуктов находятся в салонах красоты  практически такого же качества и цены (с учетом классификации и позиционирования самого салона красоты), только выпущенными другими производителями. Возьмем те же аптеки, в которых продаются натуральные масла, которые активно используются в косметологии. Если в ваш ассортимент также их включить, подобрав специализированные категории под разные нужды, вы сможете отбить часть клиентов. 

Находим новые области. Формируя стратегический план, учитывайте все рыночные обстоятельства, которые могут отразиться на вашем предприятии. Иногда оказывается полезно обратить внимание на новые сегменты рынка и расширить собственный ассортимент товаров и услуг. Скажем, небольшая парикмахерская отчасти сможет конкурировать с массажным салоном, включив в свой прайс такую услугу, как массаж головы. А в отпускные периоды продавать не только тревел-наборы, но и соответствующие контейнеры для жидкостей, которые обычно продаются в аэропорту.

Работаем сообща. Не стоит думать, что конкуренция – непременное противостояние. Грамотное взаимодействие с прямыми и косвенными конкурентами способно помочь развитию бизнеса. Если вы считаете, что организация сможет выиграть от сотрудничества с конкурентом, налаживайте с ними работу: такой альянс вполне способен принести прибыль.

  1. Совместное продвижение. Вряд ли все владельцы бизнеса способны позволить себе частые мероприятия по продвижению. Взаимодействие с другими организациями помогает уменьшить затраты на такие мероприятия и привлечь покупателей, которые не планировали покупать вашу продукцию, но имеют для этого возможность. Поэтому, например, салон красоты может объединить свои усилия с магазинами профессиональной косметики. Отлично подойдут салоны ювелирных украшений, магазины, специализирующиеся на полезной и здоровой пище (фитнес-еда), бутики одежды и аксессуаров. Главное, что нужно учитывать, – это средний чек.  
  2. Партнерство. Если ваш салон малоизвестен, усилить свои позиции может помочь сотрудничество с известной маркой или компанией. Скажем, организуйте партнерство с женским сайтом, имеющим приличную аудиторию, или интернет-магазином, продающим косметику и парфюмерию. Такой альянс полезен еще и тем, что вы сможете укрепить свои позиции в интернет-пространстве. Партнерство с известной компанией сразу же увеличит ценность вашей организации у клиентов.


Живое общение с редакцией

Опрос

Какие юридические вопросы, связанные с проверками, для вас актуальны?

  • Какие инстанции проверяют салон красоты 35.71%
  • Проверки налоговой – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки Роспотребнадзора – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 21.43%
  • Проверки трудовой инспекции – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки прокуратуры – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 0%
  • Проверки Общества защиты прав потребителей – полномочия, что проверяют, права руководителя, правовая база 7.14%
  • Права и обязанности предпринимателя при проверках 14.29%
  • Как оспорить результат проверки 7.14%
  • Отличия плановой и внеплановой проверок 0%
  • Другое 0%
Другие опросы

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль