Арника
Удобный простой учет всего необходимого

Импортозамещение в индустрии красоты

1864
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Вопросы импортозамещения профессиональных косметических брендов на их отечественные аналоги в современной экономической ситуации стоят как нельзя более остро.

Рост цен, вызванный различными факторами – от введения санкций до инфляционных процессов, возникающие трудности с доставкой, плюс заметный рост патриотического осознания среди населения – все это заставляет задуматься о введении в профессиональное пользование продукции отечественных брендов салонной косметики и замещении ими импортных производителей.

Терминология и экономические аспекты

Импортозамещение – замена товаров иностранных производителей на продукцию, произведенную внутри страны. Для формирования и укрепления национальной экономики импортозамещение играет важную роль, и усиление этого процесса и увеличение доли товаров отечественного производства является важной частью стратегического планирования. Замена импортных товаров на отечественные аналоги актуальна и для салонной индустрии, в частности, индустрии красоты.

В нашей экономике для стимулирования роста импортозамещения применяются различные тарифные и нетарифные методы, в частности, увеличение таможенной пошлины на ввозимые товары, лицензирование импорта, установление различных квот и тому подобные варианты. Рост экономики даже в отдельно взятом секторе, в нашем примере – секторе салонной индустрии красоты, решает многие проблемы: создание новых рабочих мест, увеличение притока налогов в казну, увеличение товарооборота, которое, в свою очередь, оказывает влияние и на другие отрасли частного бизнеса. Благодаря государственной поддержке удается сдерживать цены на отечественные товары салонного качества на достаточно приемлемом уровне.

В истории немало примеров, когда процесс сознательного импортозамещения кардинально повлиял на экономику. Призыв президента Рузвельта «Покупай только американские товары!» вывел Соединенные Штаты из Великой Депрессии в 30-ых годах прошлого века.

Выбор подходящего бренда

Владельцы салонов красоты, а в отдельных случаях и сами мастера, поставлены перед непростым выбором: на рынке существует порядка полусотни различных брендов, ориентированных на профессиональный подход в вопросах ухода. И определиться с брендом, который будет повсеместно использоваться в салоне, весьма нелегко. В первую очередь приходится обращать внимание на ассортимент выпускаемой продукции, удовлетворит ли он запросы большинства клиентов, на которых ориентирован салон. На втором месте – и это весьма немаловажно – стоит внешний вид упаковки: насколько красиво все эти баночки и флакончики будут смотреться на открытых полках. Разумеется, и ценовая категория играет весьма значительную роль. Компоненты, входящие в состав профессиональных средств по уходу, тоже должны отличаться высоким качеством, ведь именно от этого и зависит результат применения средств. И выбрать подходящую марку, отвечающую одновременно всем требуемым качествам, подчас весьма нелегко.

Мнение эксперта

Артем Борисов, компания «Wolshba Naturier» (распространение профессиональной косметики)

Наша компания занимается распространением косметики одной известной российской марки по региону. Кстати, хочу отметить, некоторые наши постоянные клиенты на заре нашей с ними совместной работы были весьма удивлены, узнав, что этот бренд – полностью российский продукт. Российские марки отличаются, как правило, более демократичными ценами, чем их зарубежные аналоги. Кроме того, не может не радовать натуральность используемых компонентов, входящих в состав большинства средств. Однако востребованность российских марок, по моему опыту, значительно ниже, чем зарубежных. Это касается как декоративной косметики, так и средств по уходу.

Проблема не только в сформировавшемся недоверии у потребителя к отечественному продукту, но и в сопутствующем продвижении товара.  Отсутствие центров обучения, мастер-классов, незаконченность маркетинговой политики – все это в конечном итоге сказывается на уровне продаж косметических средств.

Хотя в последнее время, стоит заметить, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Выставки, вебинары, появились и post-материалы для распространения – в общем, наши производители начали копировать своих зарубежных коллег в продвижении.

Выставленность косметических средств, по исследованиям зарубежных маркетологов, влияет прежде всего на имидж салона красоты. Наглядная демонстрация используемых продуктов повышает доверие клиента к специалистам, работающим в салоне, соответственно, и к самому заведению в целом.

Российские бренды профессиональной косметики

Развитие косметического рынка в России за последние годы весьма заметно. Появившиеся ранее марки не просто закрепились на внутреннем рынке, но и сформировали в сознании покупателей мысль о качестве и доступности косметических продуктов отечественных производителей. К сожалению, в большинстве своем речь идет лишь о сегменте «масс-маркет», так называемой средней и низкой ценовой категории.

Мнение эксперта

Александр Владимирович, парикмахер, Челябинск

Мне как специалисту ясно: отечественные производители не готовы заменить импортных. Формируя свою клиентскую базу, мы делаем акцент на качество используемой в нашем салоне продукции, рассказывая о компонентах, входящих в состав наших средств. А известные отечественные бренды представлены большей частью только домашней косметикой, а не профессиональной салонной.

Ситуацию несколько выправляют российские бренды, имеющие собственные производственные базы, возможности проведения исследований и развивающуюся дистрибьюторскую сеть. К сожалению, таковых пока не так много, как хотелось бы.

  1. «Альпика» - бренд профессиональной липосомной косметики, производимой из растительных компонентов. Позиционируя себя как производителя космоцевтики – средств на стыке косметологии и фармацевтики, «Альпика» ориентируется как на профессионалов, так и на обычных пользователей. Кроме того, у марки есть и несколько патентов на собственные разработки косметических средств. Особенно выделяется патент на противовоспалительное средство и противоожоговый гель – продуктов скорее лечебного, чем косметического назначения. Именно их разработка послужила основной движущей силой на пути развития бренда.
  2. «Велиния» – российский производитель природной косметики на основе водорослей, в первую очередь листовой ламинарии. Не так давно у «Велинии» появилась и новая линия шоколадной косметики. Продукция этой марки равно ориентирована как на домашнее, так и на профессиональное применение. Весьма невысокие цены на собственную продукцию способствуют продвижению марки. Эффективность средств марки «Велиния» подтверждена многочисленными сертификатами ТС, что, в свою очередь, позволяет распространять ее и в странах Союза.
  3. «AromaJazz» – производитель натуральных косметических масел, употребляемых как в салонах, так и дома. Жидкие, в том числе и капсульные масла, твердые масла, масляные мешочки и масляные пилинги – разнообразие применения косметических масел удовлетворит большинство покупателей. Средства «AromaJazz» относятся к среднему ценовому сегменту. Сертификаты и свидетельства на продукцию, предлагаемую компанией, свидетельствуют о ее активном продвижении на рынке.
  4. «Premium» – профессиональная салонная косметика по уходу за кожей; у бренда есть и отдельная линия по домашнему уходу. Средний ценовой сегмент, обширный ассортимент – более ста наименований товаров собственного производства, натуральные биокомпоненты, используемые при производстве, собственные разработки – косметика «Premium» достаточно широко известна в среде профессионалов.
  5. «Аркадия» – компания, выпускающая препараты для специалистов-косметологов, разработала не только собственные продукты, но и особые процедуры, созданные специально для салонов красоты. Однако ценовая категория этой марки несколько выше, чем остальные.
  6. «Laco Active» – бренд, принадлежащий компании «Лаборатория косметики «Аркадия», известен своими антицеллюлитными средствами и специальными программами на основе натуральных компонентов. Пилинги, кремы, массажные суфле и прочие продукты используются каждый в соответствии с особыми рекомендациями. Препараты липолитического действия расщепляют жиры, а в следующем цикле программы применяются вещества, усиливающие движение лимфы для поддержания липолиза. Именно в этом и состоит суть инновационных методик «Laco Active», разработанных специалистами.
  7. «Hyamatrix» – марка инновационных препаратов для профессионального и домашнего ухода. Продукты бренда созданы для борьбы с возрастными проявлениями и базируются на основе гиалуронованой кислоты. Отличаются в том числе и более высокими ценами, в сравнении с аналогичными брендами. Методы и составы средств под брендом «Hyamatrix» запатентованы и сертифицированы в соответствии с международными правилами. Продукция бренда продается только специалистам, прошедшим специальное обучение и только на собственном интернет-сайте.
  8. «Estel» – эту марку можно назвать, пожалуй, самым известным российским салонным брендом. «Estel» – производитель средств по уходу за волосами - от профессиональных шампуней до красок и стайлингов. Продукция сертифицирована в соответствии с международными правилами и поставляется не только по регионам России, но и в страны ближнего зарубежья. Именно эту марку можно встретить во многих салонах красоты сегмента «бизнес-» и «эконом-класса».

Мнение эксперта

Мария Алешина, владелец салона «Мари», Нижний Новогород

Мы используем у себя косметику «Estel», практически всю линейку, которую предлагает нам поставщик. Из плюсов – всегда есть возможность пройти обучение по использованию новых продуктов, да и цена несколько ниже, чем на прочие зарубежные марки.

Из минусов – пожалуй, это не самый «раскрученный» бренд среди средств по уходу за волосами.

Профессионалы-косметологи советуют использовать одну марку в рамках одной программы. При создании косметической линии учитывается сочетаемость различных продуктов и рекомендуемая последовательность их использования. Смешивание продуктов нескольких брендов при единовременном применении может привести к плачевному результату.

Выбор владельцев салонов красоты

Разговаривая с владельцами и управляющими менеджерами салонов красоты, как топ-уровня, так и эконом-класса, мы поинтересовались у них,  насколько велика готовность заменить все используемые салоном профессиональные средства зарубежного производства на их российские аналоги?

Алена Седова, владелец салона красоты «Внешность», Новосибирск

Мы не готовы полностью перейти на российскую косметику. Честно говоря, я не знаю, какая именно марка может заменить профессиональную косметику на основе солей мертвого моря, например. Да и наши клиенты предпочитают известные израильские или французские бренды и готовы платить за качество, которое гарантируют мировые производители.

Татьяна Игоревич, владелец салона красоты «Арма», Челябинск

К сожалению, я не могу «поддержать» отечественного производителя – просто некого «поддерживать». Estel? Пожалуй, это все, что я могу использовать в своей работе. Остальные марки совсем не известны нашим клиентам, а предлагать бренд, о котором никто ничего не знает, – прямой путь к потере клиентов. Ведь к нам идут за конечным результатом, и тут люди больше верят в чудодейственные свойства масла жожоба или авокадо, а не ромашки или крапивы. Ведь производитель в свое время очень постарался, рекламируя свой продукт, – и к нам идут в поисках чуда «как в рекламе». Да, конечно, цена на российские марки во многом ниже, чем на импортные… да и то не всегда и не везде, кое-какие бренды по личному опыту я могу назвать достаточно дорогими для своего сегмента. Спасибо, кстати, проводимым выставкам и семинарам, которые стали предлагать наши производители. Раньше об отечественных марках мы узнавали случайно, а сейчас их уже целенаправленно позиционируют как уходовые средства на выставках.

Резюмируя все вышесказанное, можно заметить, что основные проблемы отечественных производителей;

  • отсутствие грамотной маркетинговой политики, способной позиционировать бренд на рынке;
  • отсутствие или недостаточность поддержки пользователей в виде мастер-классов, обучающих уроков, вебинаров и пр.;
  • сравнительно небольшой ассортимент, предлагаемый отечественными компаниями для салонов красоты;
  • сформировавшееся недоверие к косметическим продуктам у покупателей.

Таким образом, можно сделать вывод, что полноценное импортозамещение в индустрии красоты – вопрос не одного дня и даже не одного года. Обеспечить внутренний рынок хотя бы наполовину отечественные производители пока не готовы.

Марина Иванова



Живое общение с редакцией

Опрос

Какие юридические вопросы, связанные с проверками, для вас актуальны?

  • Какие инстанции проверяют салон красоты 35.71%
  • Проверки налоговой – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки Роспотребнадзора – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 21.43%
  • Проверки трудовой инспекции – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 7.14%
  • Проверки прокуратуры – сроки, документы, требования, объекты проверки, частые нарушения, штрафы 0%
  • Проверки Общества защиты прав потребителей – полномочия, что проверяют, права руководителя, правовая база 7.14%
  • Права и обязанности предпринимателя при проверках 14.29%
  • Как оспорить результат проверки 7.14%
  • Отличия плановой и внеплановой проверок 0%
  • Другое 0%
результаты

Рассылка

© 2014–2016 Интернет-журнал об аналитике и практике красивого бизнеса «Директор салона красоты»

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Интернет-журнала «Директор салона красоты».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях